музыкальное исполнитель­ство
в контексте русского авангарда 1910-1920-х годов

Автор: Владимир Чинаев
Доктор искусствоведения, профессор
Московской государственной консерва­тории
имени П. И. Чайковского,
заведу­ющий кафедрой истории и теории
испол­нительского искусства

Аннотация

В статье раскрывается ряд стилевых особенностей фортепианного исполнительского искусства в России конца XIX — первой четверти XX века, когда новые идеи звукоор- ганизации и, соответственно, новая исполнительская поэтика раннего музыкального авангарда позиционируют себя как яркая альтернатива псевдоромантическому (ака­демическому) пианизму. На примерах Сарказмов и Токкаты С. Прокофьева, Первой фортепианной сонаты Д. Шостаковича, других сочинений эпохи «новой деловито­сти» даны характеристики исполнительского «футуризма» 1920-х годов, родственного характерным тенденциям в других авангардных артпрактиках: в живописи В. Татли­на и А. Родченко, в кинематографе С. Эйзенштейна и Д. Вертова, в поэзии А. Круче­ных и В. Хлебникова. Анализ авторских интерпретаций Прокофьева и Шостаковича разных лет приводит к гипотезе о современном исполнительском интеллектуализ­ме, истоки которого в авангардных «антиромантических» десятилетиях XX века.

Ключевые слова: псевдоромантический пианизм, «новая деловитость», neue Sachlichkeit, музыкальный футуризм, ранний русский авангард, авторские интерпретации С. Прокофьева и Д. Шостаковича