Автор: Лариса Кириллина

2012 № 1

В статье прослеживается связь так называемого «Греческого проекта» Екатерины II, идеологемы «Москва — Третий Рим» и постановки в Петербурге музыкального спектакля «Начальное управление Олега» (1790) на текст ранее написанной пьесы Екатерины II, в последнем акте которой воспроизводится эпизод из трагедии Еврипида «Алкеста». Музыка Джузеппе Сарти к пятому акту пьесы оценивается в статье как уникальный эксперимент по творческой реконструкции греческого теат­ра с текстом Еврипида (впервые переведенным на русский язык), музыкой в греческих ладах и даже с цитированием подлинной, как полагали тогда, античной мелодии, опубликованной А. Кирхером в 1650 году. Хотя модальность музыки Сарти ныне кажется иллюзорной, смелость его опыта превосходила даже реформаторские оперы Глюка и не имела аналогов в музыке современников.

Ключевые слова: Екатерина II, Сарти, Рим, Греция, Еврипид, Ломоносов, Н. А. Львов,
«Начальное представление Олега», «Алкеста», греческие лады,
модальность, театр, опера

Читать полный текст (PDF) →