КОМПОЗИТОР МЕЧИСЛАВ ВАЙНБЕРГ

Автор: Инна Барсова

2014 №2

Задача статьи — собрать воедино уже достаточно известный материал о жизни и творчестве ком­позитора и осмыслить его судьбу в контексте трагических событий середины ХХ столетия. Ред­кое дарование Вайнберга вкупе с выпавшими на долю музыканта жизненными испытаниями (вой­на, гибель родителей, двойное беженство, арест) прочертили особый след в истории советской музыки. Супруга Вайнберга, Наталья Вовси, была племянницей главного терапевта Советской ар­мии М. Вовси, арестованного по «Делу врачей», и дочерью еврейского актера и режиссера С. Ми- хоэлса, убитого по распоряжению Сталина в 1948 году. Публикуются документы, касающиеся ос­вобождения и реабилитации Вайнберга. Прослежена роль Шостаковича в судьбе Вайнберга, в том числе его усилия по спасению арестованного композитора.

Вайнберг не был художником откровенно трагического плана. Но тема насилия и гибели звучит в его творчестве — то обнаженно (как в Пятой, Шестой и Восьмой симфониях), то приглушенно. Присутствует она и в линии его творчества, связанной с еврейской музыкой (Вайнберг сочинил два цикла «Еврейских песен» на стихи поэтов, писавших на идиш, изд. 1944). Другого рода худо­жественное переживание представилось Вайнбергу осенью 1953 г., через несколько месяцев после освобождения. Шостакович попросил Вайнберга, блестящего пианиста, сыграть с ним в четыре ру­ки новую — Десятую — симфонию перед дирижером Е. Мравинским, чтобы тот имел представление о правильных темпах. Это исполнение осталось уникальным свидетельством эпохи. Слушая Скер­цо из Десятой симфонии (приложена ссылка на аудиозапись), невозможно забыть о том, что этот устрашающий образ зла воспроизвели музыканты, через жизнь которых прошла борозда насилия.

Ключевые слова: Мечислав Вайнберг, космополитизм, Сталин,
репрессии, Михоэлс, Шостакович, еврейская музыка