Автор: Ольга Сайгушкина

2013 № 2 

В статье рассматриваются этюды Шумана и Листа по каприсам Паганини. Подчеркивается новизна подхода Паганини к художественным и виртуозным возможностям скрипки, анализируется влияние инструментального мастерства Паганини на его современников — ​выдающихся композиторов-романтиков. Дается подробное сравнение этюдов Шумана (op. 3 № 2) и Листа (№ 5 из «Больших этюдов по Паганини» 1851 года) по капрису № 9 ми мажор «Охота» по следующим параметрам: структура, фактура, темпоритмическая организация, артикуляция, динамика, аппликатура, исполнительские ремарки. В нотном приложении приведена первая версия листовского этюда — ​из «Бравурных этюдов по Паганини» 1838 года.

Ключевые слова: Паганини, Шуман, Лист, каприс, этюд,
скрипичная техника, фортепианная транскрипция