НОВЫЙ ВЗГЛЯД

НА «СОБЛАЗН СРАВНЕНИЯ»

Автор: Галина ДАНИЛИНА

  • Рецензия на книгу: Слово и музыка: Материалы научных конференций памяти А. В. Михайлова.
    Вып. 2 / редакторы-составители Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров.
    М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2008. — 256 с.

2010 № 2

В Московской консерватории в течение ряда лет проводятся тематические конференции «Слово и музыка», задуманные в начале 1990-х г. Александром Викторовичем Михайловым. Данный сборник включает тексты докладов и статей, подготовленных в самое последнее время. Как известно, связи литературы и музыки в нашей науке давно изучаются; еще в 1970–1980-е г. были опубликованы крупные монографические исследования, сохраняющие авторитет и сегодня. Однако за прошедшие десятилетия очень многое изменилось — и в научном, и в творческом сознании, и прежние вопросы со всей остротой возникают вновь:
насколько, в свете современных проблем науки, актуальна сама тема? Чем диктуется необходимость сопоставлений литературы и музыки, и в чем состоит цель таких сопоставлений?
В материалах сборника эти вопросы не звучат с однозначной прямотой, но как раз ими задается направление исследовательской мысли, содержательно насыщенное и фундированное методологически. Прежде всего, ясно обозначена предметная область подобных сопоставлений: во-первых, это «синтетические» музыкальные явления, — вокальная речь или инструментальная музыка, жанровая природа которых настоятельно требует именно сравнительного подхода: мотет, католическая месса, музыкальная поэма и музыкальная баллада. С другой стороны, это «синтетические» литературные тексты — например,
«концерты» и «гимны» поэтов–символистов. Кроме того, взаимодействие литературы и музыки неизбежно выходит на первый план, когда, как в творчестве М. П. Мусоргского и Альбана Берга, таким взаимодействием определяется
творческая интенция художника, его «самопонимание» и «самоистолкование» (А. В. Михайлов).
Целью исследования подобных явлений и процессов становится тем самым выявление нового, «синтетического» художественного смысла. Но как найти музыкальное и словесное в их единстве? Очевидно, проблема «слова и музы-
ки» — главным образом методологическая.

Читать полный текст (PDF) →