Автор: Миллисент Ходсон
Перевод с английского Светланы Савенко

2014 № 3

В настоящей статье я обсуждаю нашу с Кеннетом Арчером реконструкцию постановки «Весны свя­щенной» 1913 года, которая впервые была представлена балетной труппой Роберта Джоффри в 1987 году в США и с тех пор исполнялась более чем дюжиной трупп по всему миру. В работе затронуты следующие вопросы относительно хореографии Нижинского: этика жертвоприношения в балете, изоляция и коллективное действие как организующий принцип группы и хореографии, сущность того, что Нижинский делал в «Весне», и почему он называл это «новым танцем».

Наша культура регулярно отправляет молодежь на смерть в жестокой битве. Жан Кокто и другие современники Нижинского видели в «Весне» прообраз жертвы поколения в Мировой войне. Ка­кова же этика жертвы, и как она раскрывается в балете? Какова была роль Нижинского в формиро­вании этики, представленной на сцене? Какова природа ответственности в «Весне»? Индивидуальность и коллективное действие в этом балете постоянно находятся в напряженном со­отношении. Нижинский заново определяет тело, сценическое пространство и сам предмет танца, и этим указывает путь к современному балету. Превращая в «Весне» каждого танцовщика в солиста, он идет и дальше, к постмодернизму. Это балет о коллективной энергии — однако изоляция является такой же основой хореографии, как и эффекты совместного, общинного действа: движение одной части тела при неподвижности остальных, движение одной группы танцовщиков на фоне статично­го большинства, постепенное отчуждение Избранницы перед жертвенным сольным танцем. Я ана­лизирую хореографические методы Нижинского, с помощью которых достигались эти результаты. Акцент сделан на значении этих методов для зрителей премьеры и для сегодняшней публики. Соль­ный танец Избранницы — это ритуальная пытка до изнеможения, а не физическая агрессия. Если в «Весне» и есть жестокость, то в чем она? Возможно, балет сообщает что-то важное о творческой жизни самого хореографа?

Целью нашей реконструкции было превратить легенду о балете в артефакт. В статье не доказыва­ется хореографическая достоверность реконструкции, поскольку на эту тему существуют много­численные публикации; в ней обсуждается само художественное произведение и его смысл.

Ключевые слова: реконструкция, хореография, жертвоприношение, контрапункт, индивидуальность, коллективное действие, легенда,
артефакт, Стравинский, Рерих, Нижинский