ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ
И ИСПОЛ­НИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Автор: Екатерина Назарова
Концертмейстер Государственного ака­демического
камерного оркестра России

2015 № 2

Аннотация

На материале сборника Иоганна Генриха Шмельцера Sonatae Unarum Fidium в статье выявляются специфические особенности венских сонат для скрипки и basso continuo середины XVII века: мелодическое изложение в гомофонно-гармоническом складе, мотивное варьирование, усиление взаимодействия солиста с continuo, отход от «сво­бодно-речитативного» стиля, высокий уровень виртуозности и разнообразие тех­нических приемов. Эти черты позволяют говорить о венских образцах жанра как об особой ветви раннебарочной скрипичной сонаты (существование которой до сих пор не было замечено ни учеными, ни музыкантами-практиками). В связи с этим автором предлагается новый подход к интерпретации Sonatae Unarum Fidium, позволяющий подчеркнуть стилевое своеобразие шмельцеровского сборника. «Универсальные» правила трактовки музыки барокко, касающиеся темпа, артикуляции, использова­ния украшений и орнаментации, необходимо применять с учетом исполнительских традиций, сформировавшихся в Вене, и специфики конкретных сонат.

Ключевые слова: Иоганн Генрих Шмельцер, Sonatae Unarum Fidium, скрипичная соната XVII века, интерпретация, темп, артикуляция, орнаментация, украшения