Песня механического соловья (1 августа 1913 года)

Автор: Морин Карр
Почетный профессор Университета Пенсильвании

Перевод Татьяны Верещагиной

2015 №1

Аннотация

«Он говорит, что пытался продолжать работать в старом стиле, и если находятся от­личия, то понимать их нужно как результат действия бессознательных сил, слишком мощных, чтобы им сопротивляться», — Игорь Стравинский (1914).
Вскоре после премьеры «Весны священной» (19 мая 1913 года) в парижском театре Елисейских полей, Стравинский возобновляет работу над оперой «Соловей», кото­рую он начал в 1908 году, но затем, в 1910, оставил ради работы над балетом «Жар- птица». В 1913 году он завершает партитуру, премьера состоится 26 мая 1914 года в Парижской Опере.
Свидетельство тому, что Стравинский стремился примирить резкость «Весны» и слад­козвучие «Соловья», обнаруживается в рукописи заключительной сцены второго ак­та «Соловья», известной как «Игра Механического соловья», от 19 июля / 1 августа 1913  года с пометой Стравинского «Очень доволен!» (хранится в Фонде Пауля Захера). В статье показан путь Стравинского от эскиза к партитуре этого фрагмента и да­ется его сравнение с более ранними набросками «Соловья», часть которых записано среди эскизов к «Весне священной».

Ключевые слова: «Весна священная», «Соловей», премьера 26 мая 1914 в Парижской Опере, сценография А. Бенуа для «Соловья», «Игра Механического соловья»,
Н. А. Римский-Корсаков, опера «Кащей бессмертный», Рейнальдо Ан