исторические свидетельства и
современная исполнительская практика
(на примере сочинений Антонио Вивальди
и Бальдассаре Галуппи)

Автор: Екатерина Антоненко

2013 № 2

В течение полувека исследователи пытаются разрешить загадку о том, каким образом девушками-музыкантами венецианских приютов в XVIII веке могли исполняться партитуры, записанные для смешанного хора SATB. В настоящей статье приводятся различные точки зрения музыковедов на данную проблему: наиболее подробно рассмотрены мнения М. Тэлбота, Дж. Уитмор, Р. Вендома и М. Уайт. В работе представлены и новые данные, полученные автором, которые доказывают существование октавной транспозиции в ключах «до» в музыкальной практике предшествующих столетий. На примере псалма Laudate Dominum G-dur Б. Галуппи показано, что сольные басовые и теноровые партии могли исполняться девушками-солистками на октаву выше. Анализ современных записей венецианской духовной музыки XVIII века позволил проследить, как отразились достижения зарубежного музыковедения на сегодняшней исполнительской практике.

Ключевые слова: венецианская музыка XVIII века,
Антонио Вивальди, Бальдассаре Галуппи,
хоровая музыка