Автор: Полина Захарова

2011 № 1

В статье рассматривается система топосов музыки Брамса. Ее составляют не общепринятые (в отличие от музыкальной топики XVIII века), но, тем не менее, вполне определенные и узнаваемые комплексы музыкально-выразительных средств, устойчивость которых объясняется образным единством всего творчества композитора. Элементы семантической системы Брамса зачастую традиционны: бурдоны, простая хоральная фактура, «золотые ходы валторн» составляют топос «пасторали»; органный пункт и ритмическое остинато, отсылающие к аналогичным образам у И. С. Баха, — топос блаженства. Однако за этой кажущейся «традиционностью» открывается своеобразие романтического мировоззрения композитора, который трансформирует музыкальные символы, наполняя их новым, индивидуальным содержанием. Музыка Брамса не обещает страдальцам утешение по ту сторону земного бытия, а дает его hinc et nunc, «здесь и сейчас», не столько в размышлении о будущем блаженстве, сколько в реальном его переживании.

Ключевые слова: Брамс, семантика, топос, средства музыкальной выразительности,
хоровые произведения, вокальная лирика, «Немецкий реквием»

Читать полный текст (PDF) →