Автор: Михаил Лопатин

2011 № 1

Данная статья представляет собой попытку критического обзора ключевых концепционных представлений о творчестве одного из крупнейших музыкантов второй половины XV века — Й. Окегема. Трудами исследователей XIX–XX веков были сформулированы, по крайней мере, три отличных друг от друга представления о музыке этого мастера, ее эстетических предпосылках. Исторически более ранним является образ мастера контрапункта, любителя сложнейших технических «кунштюков» (И. Форкель, Дж. Баини, Р. Кизеветтер, многие отечественные исследования рубежа XIX – начала XX века). В 1930-е годы появился новый взгляд на Окегема, в котором акцентировалась мистическая сторона его музыки, ее кажущаяся «иррациональность» (Г. Бесселер, П. Г. Ланг, Р. Штефан, М. Букофцер, Э. Ловинский). Наконец, в 1960-е годы появился ряд исследований, посвященных числовому анализу и символике музыки Окегема (труды В. Элдерса, М. Хенце и др.). В настоящее время наблюдается попытка объединить все противоречивые линии, создать некий единый, цельный образ мастера. Ныне отдельные лики мыслятся неразрывно переплетенными в сложном многоголосии образа Окегема — одновременно строгого рационалиста и глубочайшего мистика (Л. Бернстайн).

Ключевые слова: Окегем, историография, число, символ, мистицизм

Читать полный текст (PDF) →