Автор: Лариса Кириллина

2011 № 1

В статье анализируются произведения Моцарта с ориентальными или турецкими сюжетами, либо неким образом связанные с «янычарской» музыкой его времени. Ориентализм Моцарта рассматривается здесь не как дань популярной моде, а как выражение личного отношения композитора к некоторым весьма важным проблемам йозефинистской эпохи (культурным, общественным, политическим). Произведения 1780-х годов выражают внутреннюю веру Моцарта в гуманистические идеалы («Похищение из сераля»), его вкус к колоритной чужестранности и его личную поддержку в адрес императора Иосифа II во время войны, которую он вел против Турции в союзе с Россией. Однако, даже создавая в 1788–1789 годах политизированные пьесы на злободневные темы, Моцарт помнил о том, что милосердие выше мщения, а понимание плодотворнее вражды.

Ключевые слова: Моцарт, Турция, Иосиф II, Екатерина II,
Вена, янычарская музыка, «Похищение из сераля»

Читать полный текст (PDF) →