Автор: Н. А. Герасимова-Персидская

2012 № 2

Рецензия на книгу:
Лозовая И. Е.
 Древнерусский нотированный Параклит ХII века:
Византийские источники и типология древнерусских списков

Исследование И. Е. Лозовой — первое обращение к данному кодексу как к памятнику музыкальной культуры. Хотя едва ли не самой интригующей проблемой в музыкальной медиевистике является начало богослужебного пения в Древней Руси, его истоки, характерные черты и эволюция до ХV века, работ в этой области немного. В условиях, когда сохранившихся источников очень мало, такой памятник как Параклит из Типографского Собрания представляет особую ценность, вызывает исключительный интерес.
Изучение памятников такой древности требует прежде всего выработки соответствующей системы подходов. Автор на первых же страницах книги формулирует эти принципы: «По глубокому убеждению автора предлагаемого исследования, задача изучения литургических певческих книг, стоящая перед современной музыкальной медиевистикой, непременно предполагает единство методов исторического и теоретического музыкознания, исторической литургики и филологии, текстологии, палеографии и кодикологии».
Как представляется, книга являет собой образец современного исследования в области музыкальной медиевистики благодаря четко определенному комплексу задач и привлечению большого числа рукописей (как подлинников, так и копий). О широте охвата проблемы говорит также обширный список литературы. Ценны Приложения: Индекс ирмосов канонов и Индекс тропарей канонов Параклита Тип. 80. Большой интерес представляют иллюстрации (копии страниц редких рукописей).

Читать полный текст (PDF) →