Автор: Григорий Лыжов

  • Рецензия на книгу: Композиторы о современной композиции: хрестоматия /
    ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова.
    М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 356 с.

2010 № 1

Представим себе, что нам снится сон, что-то вроде неизвестного эпизода из «Алисы в стране чудес», — сон, в котором желающих узнать точное время приглашают в специальную комнату. Попав в нее, мы видим множество выставленных рядами
часов — настенных и наручных, старинных и новых, механических и электронных. Сначала мы с изумлением обнаруживаем, что все эти часы показывают разное время, так что, переходя от одного механизма к другому, мы все более отчаиваемся понять,
который же на самом деле час. Затем нас ждет еще одно открытие: эти часы — словно бы живые, и каждые идут со своей скоростью; некоторые при этом демонстративно стоят, некоторые отсчитывают время то назад, то вперед, то с ускорением, то с
замедлением, у некоторых наличествует только минутная стрелка, у иных — только часовая. Мы с возрастающим интересом рассматриваем каждый экземпляр и вдруг начинаем замечать, что все чаще случаются моменты, распространяющиеся даже на
целые отрезки времени, когда стрелки на все большем числе циферблатов совпадают, так что степень синхронности не столь уж и мала, как казалось поначалу. Ритм этих совпадающих времен так захватывает нас, что кажется: мы как никогда близки к тому,
чтобы, наконец, узнать точное время… но тут же просыпаемся. И обнаруживаем у себя в руках книгу.
В 2009 году в научно-издательском центре Московской консерватории вышла в свет хрестоматия «Композиторы о современной композиции». Подготовка этой книги, начатая еще при жизни безвременно ушедшей Валерии Стефановны Ценовой, была
завершена вторым ее составителем — Татьяной Суреновной Кюрегян. Составителей книги, думается, не надо представлять: в творческом портфеле этих ведущих профессоров кафедры теории музыки Московской консерватории за последние годы появи-
лось не одно издание — в совокупности их труды охватывают гигантский временной диапазон, включающий практически всю историю европейской композиции.

Читать полный текст (PDF) →