Александр Сокуров и Ларс фон Триер

Автор: Сергей Уваров

2014 №1

Кинорежиссеры активно использовали музыку Рихарда Вагнера начиная с мо­мента появления звукового кино. Более чем в 700 фильмах звучат фрагменты ваг­неровских произведений — прежде всего, «Полет валькирий» и «Свадебный марш» из «Лоэнгрина». Как правило, их роль — вспомогательная, они лишь акцентируют конкретные сюжетные моменты. Но есть в истории кинематографа и работы, эсте­тика которых полностью выведена из ваг­неровских произведений и их внекинема- тографического контекста. О двух таких фильмах рассказывается в статье. Это «Молох» Александра Сокурова и «Ме­ланхолия» Ларса фон Триера. Эстетика этих лент целиком вырастает из вагнеров­ских музыкальных драм и распространя­ется на сюжет, визуальные образы, сим­волику и идейное содержание. «Молох» тесно связан с «Гибелью богов» Вагне­ра, а «Меланхолия» претворяет ключе­вую философскую концепцию «Триста­на и Изольды» — Liebestod.

Ключевые слова: Рихард Вагнер, вагнерианство, киномузыка, Александр Сокуров, Ларс фон Триер, Молох, 
Меланхолия, Тристан и Изольда