Автор: Тамара Левая
Доктор искусствоведения,
профессор Нижегородской государственной консер­ватории (академии)
имени М. И. Глинки

2015 №1

Аннотация

В статье рассматривается феномен русского скифства, возникший в культурном кли­мате России начала ХХ века и давший о себе знать в различных произведениях искус­ства. Автор анализирует как чисто эстетические, так и социально-психологические корни этого явления, идеологически осознавшего себя накануне Первой мировой войны. В статье раскрывается связь русского скифства с философией дионисийства, что позволяет провести параллель между экстатическими образами Стравинского и Скрябина. Кроме того, прослеживается эволюция скифской сферы в творчестве младших современников Стравинского. Это Прокофьев, прошедший путь от «Скиф­ской сюиты» и кантаты «Семеро их» к урбанистической Второй симфонии и «Сталь­ному скоку», а также Шостакович, преобразовавший ритмическую моторику скиф­ской сферы в зловещую «машину смерти».

Ключевые слова: «Весна священная», русское скифство, евразийство, дионисийство, урбанизм, «машина смерти»