Автор: Северин Нефф
Почетный профессор Университета Се­верной Каролины
в Чэпел Хилл

Перевод с английского Татьяны Верещагиной
под редакцией Константина Рычкова и Марины Насоновой

2015 №1

Аннотация

Пятидесятилетие «Весны священной» было отмечено записью Королевского фи­лармонического оркестра под управлением Рене Лейбовица. Эта трактовка весь­ма интересна, ибо Лейбовиц был глубоко преданным шёнбергианцем. Убежденный приверженец взглядов Шёнберга на музыкальное исполнительство, как они были сформулированы учеником и шурином композитора Рудольфом Колишем, Лейбо­виц попытался применить австро-немецкие музыкальные принципы к русской му­зыке Стравинского.

В начале статьи приводятся документальные свидетельства об отношении Шёнбер­га к ранним сочинениям Стравинского, к их эстетическим и композиционным прин­ципам, которыми он восхищался и которые одновременно критиковал. Лейбовиц во многом разделял мнения Шёнберга о музыке Стравинского, и они определили его трактовку «Весны». Следуя исполнительской практике Колиша, Лейбовиц очевид­но интерпретировал «Весну» с шёнбергианских аналитических позиций. Я предла­гаю подобный анализ Вступления к I части балета в качестве примера проникновения как в смысл пьесы так и в прочтение Лейбовица. Важно то, что этот анализ учитыва­ет не только отсутствие в «Весне» развивающей вариации, о чем Шёнберг наверня­ка сожалел, но и структурирующую роль оркестровки Стравинского, о которой он всегда был самого высокого мнения.

Ключевые слова: Шёнберг, Лейбовиц, Колиш, Эрих Итор Кан, Булез, Веберн, развивающая вариация, сопоставление, оркестровка, Grundgestalt, политональность, октатоника, темп