Автор: Юлия Векслер

2013 № 2

Статья посвящена австрийскому композитору Й. М. Хауэру, автору оригинального двенадцатитонового метода. Теория его достаточно подробно описана в русскоязычной литературе, в то время как музыка практически не известна и нередко оценивается как примитивная и дилетантская. Автор предпринимает попытку взглянуть на музыку Хауэра сквозь призму опыта ХХ века в целом, отмечая вызревающие в ней категории позднейшего минимализма. Подобно Джону Кейджу, который под влиянием философии дзен пытался устранить диктат композиторского Я, разрушить границу между искусством и неискусством,
Хауэр постепенно отказывается от традиционного для европейской музыки опусного мышления, понимая музыку как средство духовного самовозвышения и медитации, требующей отказа от собственного Я. Процесс объективизации и одухотворения искусства звуков отражен в его трактовке атональности, во многом отличной от шёнберговской. Таким образом, в творчестве Хауэра сближаются противоположности, репрезентирующие авангард и поставангард, Запад и Восток, ratio и intuitio.

Ключевые слова: австрийская музыка ХХ века, двенадцатитоновая техника,
тропы, венский модерн, минимализм, репетитивность,
атональность, авангард, синестезия