Автор: Григорий ЛЫЖОВ

Кандидат искусствоведения,
доцент ка­федры теории музыки
Московской го­сударственной консерватории
имени П.И. Чайковского

2014 № 4

Творчество Стравинского и, в частности, фрагменты «Весны священной» неодно­кратно становились предметом исследований Ю. Н. Холопова. Обнаруженная в ар­хиве ученого рукопись статьи, посвященной специально «Весне», знакомит с ана­литическими обобщениями, касающимися гармонической структуры балета. Эти обобщения демонстрируют метод Холопова, проистекающий из его концепции эво­люции гармонии и непосредственно предназначенный для анализа полигармонии и новой тональности ХХ века: поиск константного интервального комплекса, со­хранение связи с которым обеспечивает единство индивидуализированной высот­ной структуры сочинения. Холопов показывает, как принцип сочинения системы родства гармонических элементов, связанной с замыслом конкретного сочинения, унаследованный от Римского-Корсакова, был блестяще развит Стравинским в ин­дивидуальном модусе «Весны».

Ключевые слова: Стравинский, «Весна священная», Холопов, гармония, ХХ век, Римский-Корсаков