(о шедевре Дж. Кариссими
в свете учения А. Кирхера
о патетической музыке)

Автор: Роман Насонов 

2013 № 1

А. Кирхер не только первым дал характеристику духовному диалогу Дж. Кариссими «Иеффай» и опу‌бликовал его фрагмент в трактате Musurgia universalis, но и включил сочинение в контекст идей римского музы‌кального гуманизма середины XVII века. В этой статье произведение Кариссими впервые анализирует‌ся в свете учения Кирхера о музыке страстей души (musica pathetica). В частности, т‌ональный план и особенности гармонии трактуют‌ся в связи с понятиями mutatio toni и stylus metabolicus, а общая структура диалога соотносит‌ся с различными классификациями музы‌кальных аффектов. Отмечает‌ся также возможное воздействие на замысел произведения моделей античного театра. В Приложении 1 помещен перевод на русский язык либретто «Иеффая», выполненный автором статьи, а в Приложении 2 — ​перевод текста светского диалога Кариссими «Философы», осуществленный М. Л. Насоновой.

Ключевые слова: Джакомо Кариссими, «Иеффай», Афанасий Кирхер, «Musurgia universalis»,
musica pathetica, stylus metabolicus, классификация музы‌кальных аффектов,
Джованни Баттиста Дони, Пьетро Делла Валле, Доменико Мадзокки