(О ВНЕМУЗЫКАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ОПЕРНОЙ РЕФОРМЫ К. В. ГЛЮКА)

Автор: Роман Насонов
Кандидат искусствоведения,

доцент кафедры истории зарубежной музыки
Московской государственной консерватории
имени П. И. Чайковского

2015 № 2

Аннотация

В статье оспаривается тезис Ш. Л. Зоргнера о том, что оперная реформа Глюка была ограничена только внутримузыкальными задачами. В частности, показывается, что Посвящение к опере «Альцеста», на котором Зоргнер основывает свои представления о реформе Глюка, не описывает в полной мере даже собственно музыкальные новше­ства композитора. В нем не упоминается один из самых важных элементов преобра­зований — резко усиливающаяся роль аккомпанированного речитатива.
В операх на либретто Метастазио этот прием использовался в исключительных си­туациях — у Глюка и Кальцабиджи «исключительные» ситуации, в которых высокий герой не в состоянии скрыть своей боли, возникают регулярно, свидетельствуя о же­стокости и бессмысленности установленного «богами» порядка, при котором человек обречен на постоянные страдания. При всех различиях между собой реформаторские оперы Глюка выражают буржуазные ценности — прежде всего, представление о пра­ве добродетельного частного человека на счастливую семейную жизнь. Тем самым реформаторские оперы Глюка, написанные на высокие, преимущественно мифоло­гические, сюжеты, сближаются, как это ни парадоксально, с мещанскими драмами и сентиментальными комическими операми как одним из главных средств пропаган­ды новой буржуазной идеологии в XVIII веке.

Ключевые слова: Ш. Л. Зоргнер, музыкальная эстетика, К. В. Глюк,
Р. де Кальцабиджи, оперная реформа, история оперы, recitativo accompagnato, трагедия, мещанская драма, теодицея