К ЭСТЕТИКЕ И ТЕОРИИ ФОРМУЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ, МНОГОЗНАЧНОЙ ФОРМЫ

Автор: Надежда Петрусёва
Доктор искусствоведения,
профессор Пермской государственной академии
искусства и культуры

2015 № 2

Аннотация

Концепт мелодии-формулы К. Штокхаузена — основа формульной композиции — по­казан в контексте изменения традиционной эстетической парадигмы. В статье рас­смотрен фрагмент пути Штокхаузена от духовной к космической музыке. На примере входящего в «зодиакальный комплекс» цикла «Зодиак» освещены процессы диффе­ренциации, изменения и ограничения звуковых структур, принцип «равновесие / ко­лебание»; проблема эквивалентности негэнтропии / информации в трактовке нового звукового континуума; скрытая симметрия, многозначная форма, трактовка форму­лы как дальнейшего проявления символа спирали.

Ключевые слова: изменение эстетической парадигмы, постсериализм, сложное мышление, Штокхаузен, «Зодиак», формульная композиция, мелодия-формула, символ спирали, новый звуковой континуум, принцип «равновесие / колебание», скрытая симметрия,
многозначная форма