В начале XI века на Севере Италии неизвестный монах создал «Диалог о музыке» (с инципитом «Quid est musica?») — труд, который оказал заметное влияние на Гвидо Аретинского. Исторически текст приписывался Одо Клюнийскому, ныне автора условно обозначают как Псевдо-Одо. В качестве рабочей гипотезы предложено именовать автора «Диалога» Братом Михаилом (Frater Michael), в том числе и для того, чтобы отличить его от «другого Псевдо-Одо», анонимного создателя трактата «Musicae artis disciplina» (написанного тогда же и также повлиявшего на Гвидо). «Диалог» включает учение о монохорде, буквенной нотации (возможно, впервые — с модально тождественными октавами и буквой «гамма»), «консонансах» (6 эммелических интервалов и октава); наиболее ценная часть «Диалога» — учение о церковных ладах, или тонах. Публикация (в двух частях; первую часть см. в № 1/2021) содержит новую редакцию латинского оригинала трактата на основе 11 рукописей XI и XII веков и полный русский перевод, с критическим аппаратом, музыковедческими комментариями, многочисленными нотными примерами.
1. Брат Пётр. Музыкальное искусство / издание лат. текста, пер. и коммент. С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 2. С. 24–73.
2. Гвидо Аретинский. Правила в стихах / пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 1. С. 14–33.
3. De Nardo L. L. Il “Dialogus de musica”. Udine: Forum, 2007. 178 p.
4. Huglo M. Der Prolog des Odo zugeschriebenen “Dialogus de Musica” // Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 28. H. 2 (1971). S. 134–146.
5. Lexicon musicum Latinum medii aevi / hrsg. von M. Bernhard. 19 Faszikel. München: Bayerische Akademie der Wissenschaften, 1995–2016.
6. Liber usualis. Tournai; New York: Desclée, 1961. 2338 p.
7. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum / ed. M. Gerbert. Vol. I. St. Blasien: Typis San Blasianis, 1784. 350 p.
8. Tractatuli excerpta et fragmenta de musica s. XI et XII / ed. Chr. Meyer et Sh. Nishimagi. Turnhout: Brepols, 2011. 225 p.