В статье рассматриваются проблемы, связанные с завершением неоконченной Десятой симфонии Малера на примере третьей части симфонии («Purgatorio»). Для сравнения избраны оркестровые редакции Дэрика Кука и Рудольфа Баршая, демонстрирующие два различных подхода к восстановлению произведения. Даётся описание имеющихся рукописей Малера, анализируются многообразные проблемы, возникающие в связи с завершением произведения: текстологические трудности, артикуляция, фактура, тембровое развитие, тембровая модуляция, формообразование в его связи с оркестровкой и т. д. Детально анализируется ряд фрагментов партитуры. Сделана попытка сформулировать суждение об адекватности обеих редакций стилю и композиторской технике Малера.
1. Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975. 496 с.
2. Барсова И. Симфонии Густава Малера. 2-е изд. СПб: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. 584 с.
3. Bouwman F. Gustav Mahler (1860–1911). Tenth Symphony (1910). Bibliography of primary and secondary sources. Den Haag: Bouwman, 1996. 86 p.
4. Cooke D. The history of Mahler’s Tenth Symphony // Gustav Mahler. A performing version of the draft for the Tenth Symphony prepared by Deryck Cooke in collaboration with Bertold Goldschmidt, Colin Matthews, David Matthews. N. Y.: Associated Music Publishers; L.: Faber Music, 1976. P. IX-XIV.
5. Rothkamm J. Gustav Mahlers Zehnte Symphonie. Entstehung, Analyse, Rezeption. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2003. 343 S.