«Отсутствующая структура» У. Эко и новая проблематика эстетического сообщения современной академической музыки в контексте постструктурализма

Аннотация

Книга «Отсутствующая структура» У. Эко вместе с ранними работами Ж. Деррида и поздними трудами Ж. Лакана и Р. Барта открывает традицию европейского постструктурализма в гуманитарных исследованиях. Его главные принципы — отказ в методологии от «иллюзии структуры», от принципа изоморфизма (гомеоморфности) и от представления об автоматизме поставки «истинных моделей реальности» в синхроне рецепции. В статье развиваются основные мысли У. Эко в экстраполяции на музыкальное восприятие. Предлагается рассматривать его механизм как асинхронию (квазисинхронию) между последовательностью музыкально-художественных событий, артикулируемой во времени согласно композиторскому «месседжу» — и независимым от них, конституированным слушателем встречным по отношению к этой последовательности процессом активного слышания, формируемым на основании имеющегося у него представления о метаязыке музыки. Это позволяет окончательно отвергнуть «теорию отражения», базовую для методологии советского и российского музыкознания 1920-х — 1990-х годов. Открывшаяся новая проблематика (в частности — когнитивной непрозрачности современной академической музыки) связывается с ее высокой степенью неоднозначности, полисемией и отсутствием ее общего метаязыка.

Использованная литература

1. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с. 

2. Бровкина А. Р. Современная эпистемология и проблема познания //  Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс.] URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2158 (дата обращения: 15.02.2018).

3. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб: Наука, 1997. 799 с.

4. Гурко Е. Н. Тексты деконструкции. Томск: Водолей, 1999. С. 124–158. 

5. Деррида Ж. Диссеминация / пер. с франц. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 608 с.

6. Житенёв А. А. Модернистский текст и проблема порождения речи //  Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 17 (155). Филология. Искусствоведение. Вып. 32. С. 31–37.

7. Зандкюлер Х.-Й. Действительность знания /  пер. с нем. М.: ИФ РАН, 1996. 432 с.

8. Князева Е. Н. Кибернетические истоки конструктивистской эпистемологии // Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины / отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2008. С. 227–271.

9. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Лотман Ю. Избранные статьи: в 3 т. Т. I: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. С. 74–89.

10. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. [Электронный ресурс.] URL: http://www.etnolog.org.ua/pdf/e-biblioteka/mystectv/kino/lotman_yu_semiotika_kino_i_problemy_kinoestetiki.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

11. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 205 с. 

12. Хасаншин А. Д. Проблемы топологии музы кального времени/пространства в среднем периоде творчества Арнольда Шёнберга. Уфа: РИС УГИИ им. Загира Исмагилова, 2016. 44 с  

13. Хасаншин А. Д. Стилевая модель в музыкальном восприятии: историческая перспектива и теоретическая реконструкция. Дисс. … канд. иск. Новосибирск, 2006.

14. Хасаншин А. Д. Теоретические проблемы композиторской формы. Уфа: РИС УГИИ им. Загира Исмагилова, 2016. 40 с.

15. Хоружий С. С. Введение: проект и контекст //  Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте /  отв. ред. С. С. Хоружий. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 8–72.

16. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2006. 544 с.

17. Bourgine P., Stewart J. Autopoiesis and Cognition //  Artificial Life. Summer 2004. Vol. 10. No. 3. P. 327–345.

18. Hallowell R. Humberto Maturana and Francisco Varela’s Contribution to Media Ecology: Autopoiesis, The Santiago School of Cognition, and Enactive Cognitive Science // Proceedings of the Media Ecology Association. 2009. Vol. 10. P. 143–158. 

19. Lerdahl F. Cognitive Constraints on Compositional Systems //  Contemporary Music Review. 1992. Vol. 6. Part 2. Р. 97–121.

20. Nancy J.-L. Introduction // Who Comes After the Subject? /  ed. by E. Cadava, P. Connor, J.-L. Nancy. London; New York: Routledge, 1991. P. 1–8.

21. Vaasen B. Die narrative Gestalt(ung) der Wirklichkeit. Grundlinien einer postmodern orientirten Epistemologie der Sozialwissenschaften. Braunschweig, Wiesbaden: Vieweg, 1996. 237 S.

22. Vaasen B. Epistemologische Aspekte einer narrativen Sozialwissenschaft // Journal für Psychologie. Jg. 2 (1994). Ausgabe 4. S. 16–24.