«Философия фортепиано» Хельмута Лахенмана в эстетических сближениях: от хокку и Леонардо да Винчи к Анри Бергсону

Аннотация

В статье раскрыты особенности концептуальной трактовки фортепиано Хельмутом Лахенманом. Параллели с поэтикой японских хокку, идеями Леонардо да Винчи, философией Анри Бергсона помогают осмыслить творческие принципы композитора. Также они могут быть полезны для исполнителя музыки Лахенмана, которому необходимо сформировать «новое слышание» и изменить систему представлений об игре на инструменте.

На материале цикла «Детская игра», пьес «Эхо Анданте» и «Serynade»в статье освещены нотация Лахенмана и система педализации, изобретенная композитором, описаны новаторские фактурные формы и исполнительские приемы. В научный обиход введены понятия «обертоновая динамика», «фактурное sfumato».

Связь творчества Лахенмана с символизмом живописи и литературных текстов Леонардо прослежена в концепциях музыкальных композиций, их образном строе, названиях, фактуре, звучании. В опоре на идеи Бергсона рассмотрены концепции «исполнительского жеста» и «звуковой структуры».

Использованная литература

1. Аронсон О. В. Язык времени // Ж. Делёз. Кино / пер. с франц. Б. Скуратова. М.:  Ад маргинем, 2004. С. 11–36.

2. Барт Р. Эффект реальности // Он же. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с франц.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 
С. 392–400.

3. Барт Р. Империя знаков / пер. с франц. Я. Г. Бражниковой. М.: Праксис, 2004. 144 с.

4. Бергсон А. Творческая эволюция // пер. с франц. В. Флёровой, вступ. ст. И. Блауберг. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001. 384 с.

5. Бергсон А. Введение в метафизику / пер. с франц. В. Флёровой // Он же. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. С. 1172–1222. (Классическая философская мысль).

6. Большая библиотека японской поэзии: в переводах Александра Долина в 8 т. Т. III: Поэзия XVII — середины XIX в. (эпоха Эдо). Часть I. М.: Наука – Восточная литература, 2022. 424 с.

7. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979. 201 с.

8. Колико Н. И. Хельмут Лахенманн: эстетическая технология: дисс. на соиск. … канд. иск. М.: РАМ имени Гнесиных, 2002. 177 с.

9. Лаврова С. В. Две стороны звукового восприятия новой музыки. Х. Лахенманн — энергия исполнительского жеста и новый тип слушания. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. Том 3. Вып. 4 (2013). С. 23–27. URL: https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2448.

10. Лахенман Х. Интервью. Творческая встреча с композитором 16 декабря 2013. URL: https://www.studionewmusic.ru/centre/education/studio-education/lachenmann_20131216 (дата обращения: 28.11.23).

11. Лахенман Х. «Композитор — не миссионер и не пророк»: Интервью Пауля Штейнезена с Хельмутом Лахенманном для журнала Contemporary Music Review // Трибуна современной музыки. 2005. № 1. С. 10. URL: https://stravinsky.online/intierviu_s_khielmutom_lakhienmanom (дата обращения: 19.05.2024).

12. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. / пер. А. А. Губера, В. П. Зубова, В. К. Шилейко, А. М. Эфроса; под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса. М.; Л.: Academia, 1935. LII, 363; 490 с. 

13. Ровенко Е. В. Новое мышление рубежа XIX – XX веков во французской философии (А. Бергсон) и искусстве (К. Дебюсси, О. Редон): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб.: Санкт-Петербургский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2013. 31 с.

14. Савенко С. И. Витальность музыки: от истоков к реалиям нон-классики // Художественная культура. 2022. № 2. С. 10–33. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2022-2-10-55.

15. Цареградская Т. В. Хельмут Лахенман и его Второй квартет: феноменология инструментального штриха // Она же. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. М.: Композитор, 2018. С. 73–92.

16. Чеснокова Л. В. Концепт тяги-тоски (Sehnsucht) в немецкой культуре // Философия и культура. 2013. № 6 (66). С. 825–833. https://doi.org/10.7256/1999-2793.2013.6.6700.

17. Friedrich der Landschaftsmaler: zu seinem Gedächtnis nebst Fragmenten aus seinen nachgelassenen Papieren, seinem Bildniss und seinem Faksimile / hrsg. von C. G. Carus. Dresden: B. G. Teubner, 1841. 28 S., [17] Bl.

18. Hockings E. All Dressed Up and Nowhere to Go // Contemporary Music Review. Vol. 24. Issue 1 (February 2005). P. 89–100. https://doi.org/10.1080/0749446042000293637.

19. Lachenmann H. Description to Schreiben. URL: https://www.breitkopf.com/work/8311/schreiben (дата обращения: 15.05.2024).

20. Lachenmann H. Description to Echo Andante. URL: https://www.breitkopf.com/work/3860/echo-andante (дата обращения: 15.05.2024).

21. Lachenmann H. Kunst als vom Geist beherrschte Magie. Texte zur Musik 1996 bis 2020 / hrsg. von U. Mosch. Wiesbaden: Breitkopf & Hartel, 2021. X, 652 S.

22. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung. Texte 1966 bis 1995 / hrsg. von J. Häusler. Wiesbaden: Breitkopf & Hartel, 1996. XXVI, 454 S.

23. Lachenmann H. Notes // Idem. Ein Kinderspiel. Sieben kleine Stücke. Wiesbaden: Breitkopf & Hartel, 1980. P. 3.

24. Lachenmann H. Philosophy of Composition: Is there Such a Thing? // Identity and Difference: Essays on Music, Language, and Time / ed. by J. Cross. Leuven: Leuven University Press, 2004. P. 55–69.

25. Lachenmann H. Performing Instructions and Comments on the Notation // Idem. SERYNADE. Wiesbaden: Breitkopf & Hartel. P. III–VIII.

26. Nonnenmann R. Music with Images —The Development of Helmut Lachenmann’s Sound Composition Between Concretion and Transcendence / trans. by W. Hoban // Contemporary Music Review. Vol. 24. Issue 1 (February 2005). P. 1–29. https://doi.org/10.1080/0749446042000293574.

27. Scholz H. Program Notes for the Huddersfield Festival 2000 / trans. by R. Foot, ed. by R. Steinitz. URL: https://www.breitkopf.com/work/8135/serynade (дата обращения: 15.05.2024).

28. Service Т., Hodges N. Expressivity and Critique in Lachenmann’s Serynade. Nicholas Hodges. Conversation with Tom Service // Contemporary Music Review. Vol. 24. Issue 1 (February 2005). P. 77–88. https://doi.org/10.1080/0749446042000293628.