С 24 по 29 июля 2011 года в австрийском городе Граце проходил Тринадцатый конгресс Международного общества по изучению XVIII века (International Society for Eighteenth-Century Studies — ISECS). Это общество объединяет организации ученых со всего мира, включая Россию, и способствует развитию и координации исследований, касающихся самых разных сторон истории и культуры эпохи Просвещения.
Лейттемой конгресса 2011 года стало Время в самом широком смысле этого понятия. Более двадцати пяти секций были посвящены различным аспектам времени: философским, психологическим, научным, бытовым, художественным. Соседство докладов, казалось бы, совсем не связанных между собой, позволяло прочертить тонкие смысловые линии, соединяющие сугубо жизненные реалии (реформы календаря и записи о смертях в монастырских книгах) с эпохальными тенденциями (с одной стороны, стандартизация времяизмерения, а с другой — разные «времена» в трудах философов, историков и путешественников, в беллетристике
и дневниковых записях, в живописи и музыке).
Все это близко к направлению, называемому на Западе «историей идей». Автором понятия был американский философ Артур Лавджой (1873–1962), изложивший свою концепцию в книге «Великая цепь бытия» (1936; рус. пер. 2001). Отечественному читателю, впрочем, хорошо знакомы труды другого крупного представителя этого течения — французского философа Мишеля Фуко («Слова и вещи», «История безумия в классическую эпоху», «Археология знания» и др.).
Помимо идеи времени как особой ментальной и психологической субстанции — возможно, впервые в истории столь глубоко прочувствованной именно в XVIII веке, особенно ближе к его концу, когда ощущение и осознание некого эпохального рубежа стало восприниматься всей плотью европейской культуры, — на конгрессе обсуждались и другие важные темы. Множество секционных заседаний было посвящено сугубо философским проблемам, а также религии, политике, дипломатии, взаимодействию различных культур внутри Европы и за ее пределами.