Идея метрической ячейки с одним ударением, лежащая в основе экспериментальных ритмов «Весны священной», принадлежит к числу музыкальных техник, происхождение которых уходит корнями в творчество предшественников Стравинского — композиторов Могучей кучки. Эту технику можно возвести к речевой мелодии некоторых вокальных сочинений Мусоргского или, по меньшей мере, с ней сопоставить. Представляется, что впоследствии Стравинский обратил внимание на этот аспект «Весны» и счел его заслуживающим дальнейшего развития; «монометрия», как он называл эту технику, обнаруживается в эскизах швейцарского периода и характеризует многие относящиеся к нему сочинения. Модифицировав идею монометрии, Стравинский реализовал в наиболее значительных произведениях неоклассического периода концепцию метрической модуляции; наиболее показателен в этом отношении «Царь Эдип», где пропорциональные метрономические обозначения осуществляют контроль над музыкой целых сцен с помощью многократных и сложных смен темпов. Эти пропорции редко соблюдаются во время исполнений (в т. ч. и осуществленных под управлением самого композитора) — возможно даже, что этого не происходит никогда; но само их наличие в партитуре показывает, что, по меньшей мере, в процессе сочинения Стравинский оставался верным наследником типичной для русских композиторов склонности опираться на формульные структуры.
Перевод
Светланы Савенко.
1. Кюи Ц. А. Избранные статьи. Л.: Госмузиздат, 1952. 692 c.
2. Stravinsky I., Craft R. Expositions and Developments. L.: Faber and Faber, 1962. 168 p.
3. Stravinsky I., Craft R. Dialogues and a Diary. L.: Faber and Faber, 1968. 280 p.
4. Taruskin R. Stravinsky and the Russian Traditions Oxford: Oxford University Press, 1996. 1757 p.