Римский-Корсаков неоднократно использовал слово «звукосозерцание» — взгляд на мир, выраженный в музыкальных звуках. Хотя он не претендовал на создание целостной системы музыкальной мифологии, подобно Вагнеру, мы можем попытаться воссоздать ее, выявив несколько топосов и символов, наиболее важных для его поэтики: Море, Озеро, Небо, Солнце, Звезды, Земля, Лес, Сад, Град. Мифопоэтическая система Римского-Корсакова оказывается столь же глубоко укорененной в европейской традиции, сколь и оригинальной.
1. Ванечкина И. А., Галеев Б. М. «Цветной слух» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыка XVIII–XX веков: культура и традиции. Казань: Казанская консерватория, 2003. С. 181–195. URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/zwet-sl_r.htm (дата обращения: 28.02.2015).
2. Васильева В. «Здесь все гармония, все диво...» // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре. К 100‑летию со дня смерти композитора. По материалам конференции «Келдышевские чтения-2008» / ред.-сост. М. П. Рахманова. М.: ООО Дека-ВС, 2009. С. 205–210.
3. Гервер Л. «Тень непроглядная» и «свет в небесной вышине»: к сравнению совокупного поэтического текста в романсах Мусоргского и Римского-Корсакова // Русская музыка. Рубежи истории: мат-лы международной научной конференции / редколл.: С. Савенко, И. Скворцова и др. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2005. С. 78–99.
4. Кривошей И. М. Слово-образ «простор» как художественная константа поэтики русского романса // Проблемы музы \кальной науки / Music scholarship. 2009. № 2. С. 175–181. URL: http://lab-ms.narod.ru/library/Article-Krivoshei-Prostor_Spase_as_a_Poetic_Invari.pdf (дата обращения: 28.02.2015).
5. Петрушевич Ю. Ю. Архетипические мотивы в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова. Автореферат дисс. канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. 29 с.
6. Рахманова М. П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. 240 с.
7. Римский-Корсаков Н. А. Из семейной переписки. По книгам Т. В. Римской-Корсаковой «Детство и юность Н. А. Римского-Корсакова» и «Н. А. Римский-Корсаков в семье». СПб: Композитор, 2008. 248 с.
8. Римский-Корсаков Н. А. Литературные произведения и переписка: в 7 т. Том V / подгот. А. С. Ляпуновой. М.: Государственное музы кальное издательство, 1963.
9. Римский-Корсаков Н. А. Литературные произведения и переписка: в 7 т. Том VI / подгот. Э. Э. Язовицкой. М.: Музыка, 1965.
10. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 8‑е изд. М.: Музыка, 1980. 454 с.
11. Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским / сост., автор вступ. статьи, комментариев, указателей Л. Г. Барсова. СПб.: С.-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2004. 444 с.
12. Римский-Корсаков Н. А. Переписка с Н. И. Забелой-Врубель / сост., автор вступ. статьи, комментариев, указателей Л. Г. Барсова. СПб: Композитор, 2008. 344 с.
13. Серебрякова Л. Образы бытия в художественной картине мира Н. А. Римского-Корсакова // Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира: сборник. М.: Наука, 1991. С. 217–258.
14. Степанова А. Тихвин в жизни и творчестве Н. А. Римского-Корсакова // Память о великом земляке. Вып. 3. «Н. А. Римский-Корсаков — музы кальная гордость России». Материалы научной конференции. Март 2005. Тихвин, 2005. С. 11–19.
15. Цветкова А. Н. М. О. Штейнберг в работе над эскизами Н. А. Римского-Корсакова к опере «Земля и небо» // Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе. Материалы международной музыковедческой конференции 19–22 марта 2010 года. СПб., 2010. С. 130–139.
16. Ястребцев В. В. О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова // Русская
музы кальная газета. 1908. № 39–40. С. 842–844.