К вопросу о перечнях фигур в музыкально-теоретических трудах эпохи барокко

Аннотация

С отказом от представлений о существовании единого  стройного учения о музыкально-риторических фигурах барокко (Figurenlehre) музыковедам второй половины XX —  начала XXI веков не оставалось ничего иного, как перейти к углубленному исследованию текстов отдельных теоретиков, обращавшихся к этой теме. В данной  статье, подготовленной по итогам работы с источниками XVII —  первой половины XVIII  столетий, автор акцентирует внимание на существенных в методологическом отношении и одновременно дискуссионных вопросах, возникающих при попытке очертить круг трактатов, которые содержат перечни музыкальных фигур. В опоре на конкретные примеры в  статье обсуждаются различные подходы к понятию «перечень фигур»; отмечается, что авторы музыкальных трактатов не всегда придерживаются ими же заявленных принципов перечисления или типологизации фигур, смешивают или подменяют друг другом понятия «фигура», «манера», «украшение» и т. п. Таким образом, можно утверждать, что феномен перечней фигур неоднороден; каждый автор, следуя собственным представлениям, предлагает индивидуальную версию учения о фигурах, обусловленную частными контек стами, предназначением конкретного перечня и мотивами его создания.

Использованная литература
  1. Воробьев Е. Е. Музыка и риторика в России XVII–XVIII веков: Николай Дылецкий и Михаил Березовский // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: Материалы международной научной конференции. Вып. 1 / ред.-со ст. Н. Ю. Плотникова. М.: Государ ственный институт искусствознания, 2016. С. 233–242.
  2. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / пу бликация, перевод, исследование и комментарии Вл. Протопопова. М.: Музыка, 1979. 640 с.
  3. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. 77 с.
  4. Насонов Р. А. Музыкальная риторика Афанасия Кирхера: к истории «готовых слов» // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: сборник  статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории / глав. ред. Л. В. Саввина, ред.-со ст. В. О. Петров. Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С. 115–121.
  5. Ahle J. G. Johan Georg Ahlens Musikalisches Som[m]er-Gespräche: darinnen ferner vom grund- und kunstmäßigen Komponiren gehandelt wird. Mühlhausen: Kristian Pauli, 1697. 42 S.
  6. Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber: Laaber, 1997. 303 S.
  7. Benary P. Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1961. 246 S. (Jenaer Beiträge zur Musikforschung. Bd. 3).
  8. Bernhard Chr. Ausführlicher Bericht vom Gebrauchen Con- und Dissonantien // Müller-Blattau J. M. Die Kompositionslehre Heinrich Schützens in der Fassung seines Schülers Christoph Bernhard. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1926. S. 132–153.
  9. Bernhard Chr. Tractatus compositionis augmentatus // Müller-Blattau J. M. Die Kompositionslehre Heinrich Schützens in der Fassung seines Schülers Christoph Bernhard. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1926. S. 40–131.
  10. Braun W. Deutsche Musiktheorie des 15. bis 17. Jahrhunderts. Teil 2. Von Calvisius bis Mattheson. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1994. 454 S.
  11. Forkel J. N. Allgemeine Geschichte der Musik. Leipzig: Schwickert, 1788. 504 S.
  12. Janovvka T. B. Figuræ Musicæ // T. B. Janovvka. Clavis ad thesaurum magnæ artis musicæ. Vetero-Pragæ: Georgij Labaun, 1701. P. 46–56.
  13. Kircher A. Musurgia universalis sive Ars magna consoni et dissoni. Romae: Hæredum Prancisci Corbelletti, 1650. T. 1. 690 p.
  14. Klassen J. Musica poetica und musikalische Figurenlehre — ein produktives Missverständnis // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz / h rsg. von G. Wagner. Stuttgart: Metzler, 2001. S. 73–83.
  15. Lehmann D. Nikolai Dilezki und seine „Musikalische Grammatik“ in ihrer Bedeutung für die Geschichte der russischen Musik. Diss. Berlin, 1962. 420 S.
  16. Mattheson J. Der vollkommene Capellmeister. Hamburg: Christian Herold, 1739. 504 S.
  17. Menke J. Mehr alsFigurenlehre“. Giacomo Carissimi: Jonas und Jephte // Musikalische Analyse: Begriffe, Geschichten, Methoden / hrsg. von F. Diergarten. Laaber: Laaber, 2014. S. 19–45.
  18. Murschhauser F. X. Academia musico-poetica bipartita. Oder: Hohe Schul der Musicalischen Composition. Nürnberg: W. M. Endter, 1721. 7 Bl., 186, [10] S.
  19. Nucio J. Musices poeticæ sive de compositione cantus. Neisse: Crispini Scharffenbergi, 1613. 88 р.
  20. Printz W. C. Phrynidis Mytilenæi, Oder des Satyrischen Componisten. Dresden und Leipzig: Joh. Christoph Mieth und Joh. Christ. Zimmermann, 1696. 143 S.
  21. Ribovium L. Enchiridion musicum, oder Kurtzer Begriff der Singekunst. Königsberg: Lorenz Segebaden, 1638. 265 S.
  22. Scheibe J. A. Critischer Musicus. Leipzig: Bernhard Christoph Breitkopf, 1745. 1083 S.
  23. Spiess M. Tractatus musicus compositorio-practicus. Augsburg: Johann Jacob Lotters, 1745. 240 S.
  24. Stierlein J. Chr. Trifolium musicale consistens in Musica Theorica, Practica & Poetica. Stuttgart: Tobias Friderich Coccnus, 1691. 45 S.
  25. Thuringus J. Opusculum bipartitum, De primordiis musicis. Berоlini: Georgij Rungij, 1624.
    [8] Bl., 67, 127 p.
  26. Vogt M. J. Conclave thesauri magnæ artis musicæ. Vetero-Pragæ: Georgij Labaun. 1719.
    227 p.
  27. Walther J. G. Praeæcepta der Musicalischen Composition. T. 2. [Weimar]: [ms.], 1708. 419 S.