Хотя сочинения Софии Губайдулиной хорошо известны, аналитики не уделяют им должного внимания. Примерно двадцать пять лет назад Валентина Холопова разработала систему анализа музыки Губайдулиной. Холопова показывает, что композитору свойственно объединять пять так называемых параметров экспрессии (ПЭ): артикуляцию и способы звукоизвлечения, мелодику, ритмику, фактуру и характер фиксации композитором нотного текста. Более того, каждый ПЭ имеет функцию либо консонанса, либо диссонанса; смешение двух функций происходит у Губайдулиной редко. Эти десять параметров — пять ПЭ в функции либо диссонанса, либо консонанса — образуют то, что Холопова называет комплексом параметров в музыке Губайдулиной.
В данной статье я разбираю эти вопросы на примере Concordanza и Десяти прелюдий для виолончели соло Губайдулиной.
Статья была впервые опубликована на английском языке в журнале “Music Theory Online” в сентябре 2014 года (http://dx.doi.org/10.30535/mto.20.3.8). Печатается в переводе на русский язык с письменного разрешения автора, Филипа Юэлла.
- Бобровский В. П. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970. 231 с.
- Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.
- Холопова В. Н. Об одном принципе хроматики в музыке ХХ века // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. С. 331–344.
- Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество. М.: Советский композитор, 1984. 320 с.
- Холопова В. Н., Рестаньо Э. София Губайдулина. М.: Композитор, 1996. 324 с.
- Холопова В. Н. Параметр экспрессии в музыкальном языке Софии Губайдулиной // Музыка ХХ века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. М.: МГК имени П. И. Чайковского, 1999. С. 153–160. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 25).
- Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Музыка Веберна. М.: Композитор, 1999. 367 с.
- Холопова В. Н. София Губайдулина: монография. Интервью Энцо Рестаньо — София Губайдулина. 3-е изд. М.: Композитор, 2011. 407 с.
- Berry M. The Importance of Bodily Gesture in Sofia Gubaidulina’s Music for Low Strings // Music Theory Online. Vol 15. No. 5 (October 2009). http://dx.doi.org/10.30535/mto.15.5.2.
- Ewell Ph. 2013. Russian Pitch-Class Set Analysis and the Music of Anton Webern // Gamut: Online Journal of the Music Theory Society of the Mid-Atlantic. Vol 6. Issue 1 (October 2013). Article 7. P. 219–276. URL: https://trace.tennessee.edu/gamut/vol6/iss1/7 (accessed 12.11.2021).
- Kurtz M. Sofia Gubaidulina: A Biography / trans. from German by Chr. K. Lohmann. Bloomington: Indiana University Press, 2007.
- Lukomsky V., Gubaidulina S. 1998. “My Desire Is Always to Rebel, to Swim against the Stream!” // Perspectives of New Music. Vol. 36. No. 1. P. 5–41.