В статье рассматривается онтологический статус инварианта в музыкальном искусстве. Бытийная разверстка инварианта зависит от масштабов художественных явлений, по отношению к которым ведутся его поиски. На примере трех влиятельных моделей инварианта музыки, представленных в трудах Э. Курта, Г. Шенкера и Ю. Н. Холо- пова, в статье дается анализ предельно обобщенного инварианта музыки. Инвариантные свойства пронизывают структуру музыкальной ткани и обеспечивают возможность восприятия музыки как осмысленного звучания в отличие от акустических явлений иного происхождения. Построение инварианта музыкального искусства требует учета иерархии масштабных уровней музыкального творчества, восприятия и мышления. С учетом этого требования выстраиваются динамические модели инварианта музыки, в которых инвариант на каждой последующей стадии обобщения его свойств не обнуляет своеобразие своих реализаций на прежних, локальных уровнях, но вбирает их особенности в свернутом виде. Таким образом, инвариант, сколь бы абстрактным он ни казался, удерживает наши представления о музыке в сфере реального и тяготеет не столько к интерпретации, сколько к верификации. А процедура верификации свойств инварианта всякий раз отсылает к поискам причинно-следственных связей, при помощи которых осуществляется отбор и консолидация автономных локальных структур с общими свойствами.
Аннотация
Ключевые слова