Почему слово должно быть оправдано: о взаимодействии текста и музыки в L’alibi della parola Сальваторе Шаррино

Аннотация

В статье поднимаются вопросы взаимодействия слова и музыки в творчестве итальянского композитора Сальваторе Шаррино. Формы вербально-музыкального синтеза рассматриваются на примере цикла для четырех голосов L’alibi della parola, созданного в 1994 году. В основу сочинения положены тексты разных эпох: стихотворения современного бразильского поэта-конкретиста Аугусто де Кампоса, фрагменты из поэмы «Триумфы» Франческо Петрарки и надписи на античной керамике. Их особенность связана с выходом за пределы литературы благодаря интеграции слова с визуальным изображением. Шаррино выстраивает тексты в единый «сюжетный» ряд, выявляя смысловые переклички между ними, ищет способы перевода визуальных аспектов в звуковую плоскость, прибегая к приемам фонетической композиции, а также опираясь на разработанный им новый вокальный стиль sillabazione scivolata. Подход итальянского мастера к проблеме взаимоотношения слова и музыки определяется стремлением к преобразованию традиции. L’alibi della parola трактуется автором статьи как проявление неомадригалистских тенденций в творчестве композитора.

Использованная литература

1. Акопян Л. О. Музыка XX века: Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. 855 с.

2. Брагинская Н. В. Надпись и изображение в греческой вазописи // Культура и искусство Античного мира: Материалы научной конференции (1979), Гос. музей изобр. искусств им. А. С. Пушкина / под общ. ред. И. Е. Даниловой. М.: Советский художник, 1980. С. 41–99.

3. Донцева Н. В. Творчество Б. А. Циммермана: музыка и слово: дис. … канд. иск. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2012. 352 с.

4. Мельникова Е. В. «Музыка и слово»: новые формы взаимодействия в творчестве композиторов второй половины ХХ — начала ХХI веков: дис. … канд. иск. Екатеринбург: Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, 2022. 170 с.

5. Никулина А. В. Слово как элемент музыкальной композиции в творчестве Л. Берио 1950–1960-х годов: дис. … канд. иск. М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2021. 301 с.

6. Петрарка Ф. Триумфы / пер. с ит. В. Б. Микушевича. М.: Время, 2000. 253 с.

7. Рыжинский А. С. Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX века: дис. … докт. иск. М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2016. 387 с.

8. Рыжинский А. С. Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия, Франция: монография. М.: Музыка, 2021. 328 с.

9. Савостина Е. А. Надпись на вазе. О значении слова в изобразительном пространстве греческой вазописи // Античный мир и археология. 2013. Вып. 16. С. 77–85.

10. Хрущёва Н. А. Взаимодействие музыки и литературы в творчестве П. Булеза, Л. Берио, Дж. Джойса: дис. … канд. иск. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2014. 233 с.

11. Чупова А. Г. Оперы Сальваторе Шаррино 1990–2000-х годов: эстетика, драматургия, композиционная техника: дис. … канд. иск. Том 1. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, 2024. 251 с.

12. Чупова А. Г. «Infinito Nero» С. Шаррино: к феномену «невидимого действа» // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2020. № 1. С. 36–49. https://doi.org/10.7256/2453-613X.2020.1.31255.

13. Чупова А. Г. Sillabazione scivolata и модульная мелопея: особенности вокального стиля Сальваторе Шаррино // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2021. № 3 (27). С. 10–31. https://doi.org/10.61908/2413-0486.2021.27.3.10-31.

14. Янечек Дж. Текст как партитура и текст как картина // Черновик. Выпуск 18 (2003). С. 52–53. URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=13263 (дата обращения: 07.07.2024).

15. Curinga L. Ecologia dell’ascolto. Intervista con il compositore Salvatore Sciarrino // Sistema Musica. 2002/2003. No. 1. P. 16.

16. Scattolin P. P. Itinerari vocali e corali dallo Sprechgesang all’alea // FarCoro: Il Giornale Musicale dell’AERCO — Associazione Emiliano-Romagnola Cori. 2014. URL: https://www.farcoro.it/2014/12/20/itinerari-vocali-corali-dallo-sprechgesang-allalea/ (дата обращения: 07.07.2024).

17. Sciarrino S. Diario parigino, appunti per un // Idem. Carte da suono (1981–2001) / a cura di D. Oliveri. Roma: CIDIM; Palermo: Novecento, 2001. P. 249–257.

18. Sciarrino S. L’alibi della parola. Nota dell’autore // Salvatore Sciarrino. Oficial website. URL: https://salvatoresciarrino.eu/data/composition/ita/137.html (accessed: 07.07.2024).

19. Tápia M. Pulsações de sentido em “O pulsar”: uma possível leitura // Estudos Semióticos. 2007. No. 3. P. 1–12. https://doi.org/10.11606/issn.1980-4016.esse.2007.49193.

20. Zandomenico Y., Salgueiro W. Vocovisual no verbo: o “Pulsar” de Augusto de Campos por Caetano Veloso // IPOTESI — Revista de Estudos Literários. Vol. 20. No. 1 (2016): Literatura e música. P. 62–74.