«Дивный новый мир»: к вопросу о генезисе сериализма

Аннотация

В истории музыки ХХ века сериализм был сопряжен с кардинальной сменой музыкально-эстетических парадигм. Обозначив «час нуль» культуры, он создал особую эстетику, решительно порывающую с традиционным музыкальным мышлением и провозглашающую антисубъективизм и «девальвацию антропоцентризма». В статье раскрываются причины возникновения сериализма. Автор выделяет события и факты, ключевые для его становления; к ним относятся: философско-эстетическая пропаганда идей нововенской школы в послевоенный период, обусловленная трудами Лейбовица и Адорно; аналитические семинары Мессиана, давшие стимул молодым композиторам для
экспериментов в области ритма; учреждение международных летних курсов в Дармштадте; культ Веберна. К глубинным причинам автор относит реакцию на последствия Второй мировой войны, побудившую молодое поколение начать все заново, с «нулевого пункта», нарисовав на tabula rasa
проект «дивного нового мира».

Использованная литература

1. Адорно Т. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001. 352 с.

2. Булез П. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи. М.: Логос-Альтера; Eccehomo, 2004. 200 с.

3. Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер: Романы; Рассказы и очерки: пер. с не м. М.: Пушкинская би блиотека; АСТ, 2003. 778 с. (Золотой фонд мировой классики).

4. Иванова Е. М. Применение техники композиции И. Шиллингера в ранних произведениях Э. Брауна // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 3. C. 166–170.

5. Иванова Е. М. Иосиф Шиллингер о музыкальном ритме // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 171. С. 131–141.

6. Петрусева Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции: Исследование. М.; Пермь: Реал, 2002. 352 с.

7. Ренева Н. С. Оливье Мессиан — Пьер Булез: аналитическая эстафета // Век Мессиана: сборник статей. Москва: НИЦ «Московская консерватория», 2011. С. 194–213.

8. Ренева Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на материале книги «Записки подмастерья»): дис. … канд. иск.: 17.00.02: в 2‑х т. М., 2014. 249, 155 с.

9. Холопов Ю. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века [Электронный ресурс] / Онлайн-библиотека Ю. Н. Холопова. URL: http://www.kholopov.ru (дата обращения: 24.10.2016).

10. Хоммель Ф. Провинция — мир: Дармштадт и его «Кранихштайнский» институт // Музыкальная культура в Федеративной Респу блике Германия. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994. C. 143–148.

11. Blumröder C. Die Grundlegung der Musik Karlheinz Stockhausens. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1993. 193 S.

12. Boulez P. Relevés d’apprenti. P.: Editions du Seuil, 1966. 385 p.

13. Boulez P. Conversations with Celestin Deliege. L.: Eulenburg Books, 1976. 123 p.

14. Brindle R. S. The New Music: The Avant-garde since 1945. N. Y.: Oxford University Press, 1987. 222 p.

15. Delaere M. Das Analyseseminar Olivier Messiaens und die Entwicklung der seriellen Musik um 1950 // Musikwissenschaft zwischen Kunst, Ästhetik und Experiment: Festschrift Helga de la Motte-Haber zum 60. Geburtstag. Würzburg: Königshausen & Neumann, 1998. S. 89–104.

16. Eimert H. Von der Entscheidungsfreiheit des Komponisten // Die Reiche: Bd. 3: Musikalische Handwerk. Wien: Universal Edition, 1957. S. 5–12.

17. Engelmann H. U. Zur Genesis der «Darmstädter Schule» (1946…) // Von Kranichstein zur Gegenwart. 50 Jahre Darmstädter Ferienkurse. Stuttgart: DACO Verlag, 1996. S. 50–54.

18. Grant M. J. Serial music, serial aesthetics: Compositional Theory in Post-War Europe.
N. Y.: Cambridge University Press, 2005. 284 p.

19. Goeyvaerts K. Selbstlose Musik. Texte — Briefe — Gespräche / Eingeleitet und herausgegeben von Mark Delaere. Köln: Edition MusikTexte, 2010. 560 S.

20. Henze H. W. Music and Politics: Collected Writings 1953–81. Ithaca: Cornell University Press, 1982. 286 p.

21. Krenek E. Extents and Limits of Serial Techniques // The Musical Quarterly. Vol. 46 (1960). № 2. P. 210–232.

22. Leibowitz R. Schoenberg and His School: The Contemporary Stage of the Language of Music. N. Y.: Da Capo Press, 1975. 303 p.

23. Salmenhaara E. Löytöretkiä musiikkiin: Valittuja kirjoituksia 1960–1990 / toim. Kalevi Aho. Helsinki: Gaudeamus, 1991. 390 s.

24. Samuel C. Entretiens avec Olivier Messiaen. P.: Belfond, 1967. 236 p.

25. Schürmann-Zehetner Y. René Leibowitz: Ein Pionier für die Musik des 20. Jahrhunderts: der Dissertation … Dr. phil. Wien: Universität Wien, 2010. 574 S.

26. Sivuoja-Gunaratnam A. Narrating with Twelve Tones: Einojuhani Rautavaara’s First Serial Period (ca. 1957–1965). Helsinki: Suomalainen tiedeakatemia, 1997. 272 p.

27. Taruskin R. Music in the Late Twentieth Century. N. Y.: Oxford University Press, 2009. 610 p.