В статье прослеживает ся судьба мотива, происходящего из древнегреческого хроматического рода — так называемой «античной хромы» (условно g–e–es–d). В русле антикизации, типичной для европейских гуманистов, этот мотив подхватили ренессансные композиторы — Н.Вичентино, Л.Маренцио, К.Лежен, П.Ненна, К.Джезуальдо, мастера раннего барокко — М.Росси, Дж.Трабачи, Дж.Фрескобальди и др. В статье анализируются примеры специфической разработки античной хромы в их музыке; особое внимание уделено проблеме гармонизации мотива в системе старомодальной гармонии, выявляется его семантическое наполнение. Минуя классико-романтическую эпоху, античная хрома привлекла внимание не которых композиторов XX века. Как показывают не которые анализируемые примеры (А.Шнитке, С.Шаррино), стилистический потенциал «классического» мотива еще далеко не исчерпан.
1. Боэций А. М. С. Основы музыки / подготовка текста, пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева. М.: Московская консерватория, 2012. 448 с.
2. Григорьева М. А. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо: дис. … канд. искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория, 2010. 254 c.
3. Ивашкин А. В. Беседы с Альфредом Шнитке. О премьере Четвертой симфонии // Музыка в СССР. 1984. Октябрь — декабрь. С. 82.
4. Кюрегян Т. С. Музыка античных форм // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа / ред.-сост. В. С. Ценова. М.: Московская консерватория, 2003. С. 18–28.
5. Лебедев С. Н. О модальной гармонии XIV века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. М.: Институт им. Гнесиных, 1987. С. 5–32.
6. Лебедев С. Н. Проблемы модальной гармонии в музыке раннего Возрождения: дис. … канд. искусствоведения. М., 1987.
7. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения: хрестоматия / сост. В. Шестаков. М.: Музыка, 1966. 572 с.
8. Плутарх. О музыке. Пер. Н. Н. Томасова с пояснительными примеч. и вступ. ст. Е. Браудо и с приложением биографии Плутарха А. И. Малеина. Пг.: Гос. изд., 1922. 91 с.
9. Птолемей, Клавдий. Гармоника в трех книгах. Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея / издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Московская консерватория, 2013. 456 с.
10. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Ю. Н. Холопов. О принципах композиции в старинной музыке: Статьи и материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2015.С. 219–259.
11. Cordes M. Nicola Vicentinos Enharmonik. Musik mit 31 Tönen. Graz: Akademische Druck u. Verlagsanstalt, 2007. 222 S.
12. Dahlhaus C. Zur chromatischen Technik Carlo Gesualdos // Analecta Musicologica. 1967. Bd. 4. S. 77–96.
13. Niedermüller P. Contrapunto und effetto. Studien z u Madrigalen Carlo Gesualdos. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2001. IX, 267 S.
14. Documents of Ancient Greek Music. The Extant Melodies and Fragments Edited and Transcribed with Commentary by E. Pöhlmann and M. L. West. Oxford: Clarendon Press, 2001. 222 p.
15. Sisto L. I liutai tedeschi a Napoli tra cinque e seicento. Roma: Istituto Italiano per la
storia della musica, 2010. 224 p.