Екатерина Вальтер-Кюне: искусство педагогики

Аннотация

Е. А. Вальтер-Кюне — одна из выдающихся отечественных арфисток конца XIX — начала XX столетий. Она вела активную исполнительскую и педагогическую 
деятельность, являлась солисткой Мариинского театра и профессором Санкт–Петербургской консерватории. Профессиональная биография петербургской исполнительницы до настоящего времени не становилась объектом научного исследования, вследствие чего значение деятельности Е. А. Вальтер-Кюне было затушёвано. Предлагаемая публикация впервые посвящена работе арфистки в сфере педагогики. Представленные в статье архивные документы позволили изучить систему отбора учебного репертуара, требования к исполнительскому мастерству учеников, способы контроля профессиональной подготовленности, которые использовала Екатерина Адольфовна. Архивные источники также помогли установить, что в ходе педагогической деятельности Е. А. Вальтер-
Кюне смогла значительно расширить репертуар для своего инструмента, осуществив большое число переложений фортепианных миниатюр для арфы. Новаторством стало и включение в круг произведений, исполняемых в рамках учебной программы, сочинений для солирующей арфы, а также первый опыт классных арфовых концертов, состоявшихся в доме исполнительницы. В этой связи педагогическая деятельность Е. А. Вальтер-Кюне приобретает огромное значение, поскольку следствием ее работы стало существенное усовершенствование вузовского образовательного процесса, а также значительное повышение профессионального уровня учениц класса арфы Петербургской консерватории. Вследствие этого делается вывод о значительном вкладе исполнительницы в развитие отечественного арфового искусства.

Использованная литература

1. Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М.: Советский композитор, 1975. 230 с.

2. Подгузова М. М. Арфистка Санкт-Петербургских императорских театров Екатерина Вальтер-Кюне // Музыка в системе культуры. Научный вестник Уральской консерватории. 2022. Вып. 31. С. 72–78.

3. Покровская H. H. История исполнительства на арфе. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1994. 352 с.

4. Поломаренко И. А. Арфа в прошлом и настоящем. М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1939. 312 с.

5. Прокофьев С. С. Дневник. Том 1: 1907–1918. Париж: sprkfv. 2002. 815 с.

6. Русская музыкальная газета. 1914. № 17.

7. Русская музыкальная газета. 1917. № 1. 

8. Тугай А. Д. Арфа в России. Санкт-Петербург: Композитор, 2007. 152 с.

9. Федорова М. А. История класса арфы Московской консерватории (по архивным материалам): дисс… канд. иск. М.: Московская гос. консерватория, 2018. 241 с.

10. Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. СПб.: Люмьер, 2015. 196 с.

11. Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых. М.: Изд. М. С. Гугеля, 1913. 811 с.

12. Govea W. M. Nineteenth- and Twentieth-Century Harpists: A Biocritical Sourcebook / foreword by Sally Maxwell. Westport, Connecticut; London: Greenwood Press, 1995. 368 p.

13. Grönke К. Kühne, Walter-Kühne, Walter-Kiune, Walter-Kuhne, Catherine, Catharine, Ekaterina Adolfowna. URL: https://www.sophie-drinker-institut.de/kuehne-catherine/ (дата обращения: 20.12.2023). 

14. Rensch R. Harps and harpists. Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 2017. 365 p.

15. Signale für die musikalische Welt. 1892. No. 71.