Фольклористическая деятельность Научно-исследовательского музыкального института Московской государственной консерватории (опыт характеристики)

Аннотация

Статья посвящена многосторонней музыкально-фольклористической деятельности Этнографического отдела Научно-исследовательского музыкального института Московской консерватории (1934–1937), включавшей в себя научную, экспедиционно-собирательскую работу, подготовку учебных пособий, образовательных программ. Описаны обстоятельства, сопутствующие созданию НИМИ как самостоятельной единицы, определены задачи Института и его структура в целом, важнейшие направления деятельности.

Показана роль Этнографического отдела НИМИ как крупнейшего для того времени музыкально-фольклористического центра страны, выявлены многочисленные контакты Отдела с другими организациями в центре и на периферии. Дана характеристика основных форм работы Отдела, таких как: описание фондов фономатериалов, изучение музыкальных инструментов, подготовка изданий, сотрудничество со сторонними организациями, предоставление консультаций, составление заключений, экспертиз. Рассмотрен развернутый план экспедиций К. В. Квитки (1937), определивший дальнейшую собирательскую деятельность в Московской консерватории.

На основе привлечения архивных документов обозначено место Этнографического отдела НИМИ в истории отечественной музыкальной фольклористики, прошедшей свое становление и развитие через несколько организаций, связанных друг с другом в единую цепь.

Использованная литература

1.   Битерякова Е. В., Гилярова Н. Н. Климент Васильевич Квитка в истории этномузыкологии: к 140-летию со дня рождения // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 3. С. 79–108.

2.  Гилярова Н. Н. От составителя // Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории. М.: Московская консерватория, 2007. С. 3–11. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 61).

3.  Гилярова Н. Н. Деятельность К. В. Квитки в Московской консерватории // Климент Васильевич Квитка и актуальные проблемы этномузыкологии / ред.-сост. Е. В. Битерякова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 8–17.

4.  Гилярова Н. Н. О преподавании предмета «Народное музыкальное творчество» в Московской консерватории. Прошлое и настоящее // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных исследованиях: сборник материалов Всероссийских конференций 2008–2010 годов. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2013. С. 22–39.

5.  Ливанова Т. Н. Из прошлого советской музыкальной науки (ГИМН в Москве) // Из прошлого советской музыкальной культуры / сост. Т. Н. Ливанова. М.: Советский композитор, 1975. С. 267–335.

6.  Московская консерватория 1866–1966 / ред. коллегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский и др. М.: Музыка, 1966. 726 с.

7.  Новосельский А. А. Страницы истории ГИМНа // Советская музыка. 1977. № 5. С. 84–92.

8. Перечень экспедиционных и стационарных аудиозаписей основного фонда Кабинета народной музыки Московской государственной консерватории. М.: Московская консерватория, 1999. 88 с.

9.  Рагс Ю. Н. Акустика в системе музыкального искусства. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Москва: Московская консерватория, 1998. 78 с.

10. Свиридова И. К. Кабинет народной музыки. М.: Музыка, 1966. 104 с.

11. Смоленский этнографический сборник. Составил В. Н. Добровольский. Ч. 1. СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1891. (Записки Русского географического общества по отделению этнографии. Т. 20).