Статья представляет публикацию с комментарием неизвестного прежде письма (1937 года) американского музыковеда Густава Риза российскому швейцарцу Жаку Гандшину. В этом документе молодой Риз выражает желание защитить диссертацию в Базеле и просит Гандшина принять его в число своих учеников. На основании анализа нескольких корреспонденций Гандшина в статье рассмотрены причины его отказа. Представленные материалы позволяют по-новому взглянуть на взаимодействие американской и западноевропейской музыковедческих школ второй четверти ХХ века.
1. Князева Ж. Жак Гандшин в поисках своей науки. Письма Карлу Крумбахеру // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 1 (24). С. 110–123.
2. Князева Ж. Неизвестное письмо Игоря Стравинского Жаку Гандшину // Научный вестник Московской консерватории. 2017. № 1 (28). С. 54–65.
3. Князева Ж. В. Музыковеды о политике. Жак Гандшин и Ижини Англес: из писем 1930-х годов // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 1. 1920–1930-е годы. СПб.: Петрополис, 2017. С. 59–83.
4. Майер М. Гандшин, Курциус и их книги 1948 года // Новые документы по истории искус ствознания: ХХ век. Вып. 2: 1940—1960-е годы. СПб.: Петрополис, 2018 (в печати).
5. Haar J. Reese, Gustav // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. 2nd ed. Vol. 21 / ed. by S. Sadie and J. Tyrrell. London: Macmillan, 2001. P. 73–74.
6. Kirnbauer M., Zimmermann H. Wissenschaft »in keimfreier Umgebung«? Musikforschung in Basel 1900–1960 // Musikwissenschaft — eine verspätete Disziplin? Die akademische Musikforschung zwischen Fortschrittsglauben und Modernitätsverweigerung / hrsg. von A. Gerhard. Stuttgart; Weimar: J. B. Metzler, 2000. S. 321–346.
7. Kniazeva J. Jacques Handschin in Russland: Die neu aufgefundenen Texte / kommentiert und ediert von J. Kniazeva; red. M. Kirnbauer und U. Mosch. Basel: Schwabe, 2011. 1045 S. (Resonanzen: Basler Publikationen zur älteren und neueren Musik. 1).
8. Libin L. Otto Gombosi’s Correspondence at the University of Chicago // Historical Musicology: Sources, Methods, Interpretations / ed. by St. A. Crist, R. M. Marvin. University of Rochester Press, 2004. P. 388–413.
9. Maier M. «Man weiss nicht, wozu es gut ist». Jacques Handschin, Ernst Kurth und der Münchener Lehrstuhl für Musikwissenschaft // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preußischer Kulturbesitz. 2002. S. 280–294.
10. Potter P. M. Die deutscheste der Künste. Musikwissenschaft und Gesellschaft vor der Weimarer Republik bis zum Ende des Dritten Reichs. Stuttgart: Klett-Cotta, 2000. 415 S.
11. Reese G. Music in the Middle Ages: With an Introduction on the Music of Ancient Times. New York: W. W. Norton, 1940. XVII, 502 p.
12. Reese G. Music in the Renaissance. New York: W. W. Norton, 1954. XVII, 1022 p.
13. Roesner E. H. Gustav Reese (1899–1977) // Musical Quarterly. Vol. LXIII. Issue 4 (1. October 1977). P. 579–581.
14. Saffle M. Reese, Gustav // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. 2., neubearbeitete Auflage. Personenteil. Bd. 13 / hrsg. von L. Finscher. Kassel u. a.: Bärenreiter; Metzler, 2005. Sp. 1397.
15. Shepard J. The Legacy of Carleton Sprague Smith: Pan-American Holdings in the Music Division of the New York Public Library for the Performing Arts // Notes. Vol. 62. No. 3 (Mar., 2006). P. 621–662.
16. Zimmermann H. Musikwissenschaft unter neutralem Regime. Die Schweizer Situation in den 20er bis 40er Jahren // Musikforschung — Faschismus — Nationalsozialismus. Referate der Tagung Schloss Engers (8.–11. März 2000) / hrsg. v. I. v. Foerster, Ch. Hust, Ch.-H. Mahling. 2. unveränderte Auflage. Mainz: Are Musik, 2004. S. 121–141.