К истории представлений о европейской ладовой системе на рубеже XVI–XVII веков: приметы нового

Аннотация

Рубеж XVI–XVII веков —  эпоха перемен в истории европейской ладовой системы, примечательная композиторскими откликами на ладовую реформу Глареана (появление сочинений, содержащих полный круг двенадцати ладов) и продолжающимся переосмыслением привычных терминов и понятий. Такова двоякая трактовка понятий автентического и плагального лада в «Syntagma musicum» (1619) М. Преториуса, где они одновременно выступают и в традиционном значении —  как два тесситурных варианта лада при одном финалисе, и в новом —  как обозначение верхнеквартовой транспозиции ладов. Неожиданная параллель с последним напрашивается при анализе ладовой  структуры цикла «Духовных песнопений» (1607) немецкого кантора Штефана Фабера, где все четные лады транспонированы. Дидактический «шахматный» порядок в расположении ладов у Фабера призван согласовать принцип двоякого деления октавы, положенный Глареаном в основу его ладовой теории, и церковную нумерацию ладов.

Использованная литература

1. Геро О. Духовные тексты в музыке Букстехуде. М.: Классика-XXI, 2010. 308 с.

2. Дирута Дж. Трансильванец /  пер. Л. С. Березовской //  Березовская Л. С. Трактат Джироламо Дируты «Трансильванец». Обучение органи ста в контек сте музы кальной теории и практики конца XVI —  начала XVII в.: Дипл. работа / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; науч. рук. И. А. Барсова. Т. II. М., 1991. С. 188–329.

3. Дмитриева (Попова) Е. О. Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции. Дис. … канд. искусствоведения. Т. I. М., 2005. 917 с.

4. Лыжов Г. И. Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса // Журнал Общества теории музыки. Электронное издание. 2014/4 (8). С. 1–20. (дата обращения: 14.06.2018).

5. Лыжов Г. И. Ладовая система второй половины XVI века: свидетельство ученика Лассо //  Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора: Сб.  статей / ред.-сост. Л. Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 6–28.

6. Лыжов Г. И Теоретические проблемы мотетной композиции (на материале «Magnum opus musicum» Орландо ди Лассо). Дис… канд. искус ствоведения. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. 414 с.

7. Свелинк Я. П. Правила композиции /  пер. Е. О. Дмитриевой (Поповой) //  Дмитриева (Попова) Е. О. Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции: Дис. … канд. искусствоведения /  Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Т. II. М., 2005. С. 585–810.

8. Bergquist P. Modal Ordering within Orlando di Lasso’s Publications //  Orlando di Lasso Studies. Cambrige: Cambrige University Press, 1999. P. 203–226.

9. Bossuyt I. Die «Psalmi Poenitentiales» (1570) des Alexander Utendal. Ein künstlerisches Gegenstück der Bußpsalmen von O. Lassus und eine praktische Anwendung von Glareans Theorie der zwölf Modi // Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 38. H. 4 (1981). S. 279–295.

10. Braun W. „Jesu, dulcis memoria“ in Tonsatzreihen zwischen 1600 und 1650: evangelische Autoren //  Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie. Bd. 44 (2005). S. 163–173.

11. Faber S. Cantiones //  Musik aus Würtemberg. Balduin Hoyoul (um 1548–1594). Magnificat-Zyklus und Messen. Stephan Faber (um 1580–1632). Cantiones /  Denkmäler der Musik in Baden-Würtemberg. Bd. 10.  München, 2001. S. XV.

12. Gissel S. Glareans Tonarten lydius und hypolydius und ihre Berücksichtigung durch die Theoretiker/Komponisten bis etwa 1650 // Musica Disciplina. Vol. 51 (1997). P. 73–102.

13. [Glareanus H. L.] Glareani Dodekachordon. Basileae, 1547. 475 P.

14. [Glareanus H. L.] Vß Glareani Musick ein vßzug […] /  Deutsch Übersetzung Johannes Ludwig Wonnegger. Basel, 1557. 160 P.

15. Meier B. Die Tonarten der klassischen Vokalpolyphonie. Utrecht: Oostoeck, Scheltema & Holkema, 1974. 478 S.