Концепция ориентализма в отечественном музыкознании ХХ века (по материалам исследований и публикаций)

Аннотация

Статья посвящена эволюции концепции русского музыкального ориентализма в отечественном музыкознании ХХ века. Динамика научной мысли о явлении, за которым закрепился асафьевский термин «русская музыка о Востоке», освещается на примере ряда исследований и публикаций, отражающих последовательное расширение историко-эстетических, философских, теоретических горизонтов его изучения. От «ориентализма» в рамках профессионального творчества классической традиции через диалог культур Востока и Запада на рубеже ХХ–XXI веков к мировой музыкальной культуре — ​такова «траектория» развития данной концепции.

Использованная литература

1. Асафьев Б. В. Русская музыка. ХIХ и начало ХХ века. Л.: Музыка, 1979. 344 с.

2. Баяхунова Л. Б. Образ Испании в слуховом опыте России (ХХ век) // Пограничные куль-
туры между Востоком и Западом: Россия и Испания / отв. ред. В. Е. Багно. СПб., 2001.
C. 353–372. Приложение к альманаху «Канун».

3. Багно В. Е. От редактора // Пограничные культуры между Востоком и Западом: Россия
и Испания. СПб.: Общественное объединение Союз писателей Санкт-Петербурга, 2001.
С. 3–4.

4. Брагинская Н. А. И. Стравинский: фантазия в стиле chinoiserie // Музыкальная академия.
2002. № 4. С. 137–142.

5. Брагинская Н. А. Об ориентализме в опере Стравинского «Соловей». URL: http://sias.ru/
magazine2/vipousk1–2/articles/463.htm (дата обращения: 23 марта 2012 года).

6. Герштейн Э. Г. Французский музыкальный экзотизм конца XIX–XX веков: к проблеме
взаимодействия культур Запада и Востока: Дис… канд. иск. М., 1995. 147 с.

7. Григорьева Т. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура, человек
и картина мира / отв. ред. А. М. Арнольдов. М.: Наука, 1987. С. 262–299.

8. Димитриади Н. Б. Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке // Вопросы
теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л.: Музыка, 1974. С. 106–125.

9. Дулат-Алеев В. Р. Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной
композиторской школы: Автореф. дис… канд. иск. М., 1995. 22 с.

10. Иванова Л. Взаимодействие и взаимовлияние музыкальных культур Востока и Запада.
URL: http://lib.csu.ru/vch/10|2002_01/023 pdf (дата обращения: 23 марта 2012 года).

11. Конен В. Д. Значение внеевропейских культур для музыки ХХ века // Музыкальный со-
временник. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1973. C. 32–82.

12. Левашов Е. М., Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского.
М: Памятники исторической мысли, 2011. 745 с.

13. Леви-Строс К. Мифологики: Сырое и приготовленное. М.: ИД «Флюид», 2006. 399 с.
(Bibliotheca Indianica)

14. Леви-Строс К. Мифологики: Человек голый. М.: ИД «Флюид», 2007. 784 с. (Bibliotheca
Indianica)

15. Лобанов А. В. Экспрессионизм в западноевропейском музыкальном театре первой четверти
XX века (на примере творчества Шёнберга и Берга): Автореф. дис… канд. иск. М., 1979.

16. Некрасова Г. А. Образ Испании в русской музыке (ХIХ век) // Пограничные культуры
между Востоком и Западом: Россия и Испания / отв. ред. В. Е. Багно. СПб.: Общественное
объединение Союз писателей Санкт-Петербурга, 2001. C. 227–251.

17. Рапацкая Л. А. «Между Востоком и Западом»: эволюция восточной темы в русской музыке.
http://cbnurussia.or.kr/files/2–9.pdf (дата обращения: 20 марта 2012 года)

18. Рапацкая Л. А. Проблема ориентализма в русской музыкальной культуре ХVIII–ХIХ ве-
ков // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока. История и современ-
ность. Междунар. научно-практич. конференция. Москва; Иркутск, 1995. C. 31–35.

19. Рахимова Д. А. Ориентализм в музыке С. В. Рахманинова: автореф. дис… канд. иск. СПб.:
Российский гос. педагогический университет имени А. И. Герцена, 2011. 19 с.

20. Редя В. Я. Тема «Восток — Запад» в отечественной музыке: поиск новых стилевых син-
тезов. URL: http//www.rostcons.ru/intconf_2008/mat_redya.htm (дата обращения: 20 марта
2012 года).

21. Семенов С. И. Ибероамериканская и восточноевразийская общности как пограничные
культуры // Общественные науки и современность. 1994. № 2. С. 159–169.

22. Соколова Т. И. У истоков русского ориентализма (по материалам ранних произведений
Глинки) // Вопросы музыкознания. Т. III. М.: Государственное музыкальное издательство,
1960. С. 459–486.

23. Тихонова Т. В. Диалог Восток — Запад в творчестве европейских композиторов первой
четверти ХХ века: Музыкально-театральные модели. Дис… канд. иск. М., 2003. 240 с.

24. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессиона-
лизма. М.: Советский композитор, 1983. 152 с.

25. Шахназарова Н. Г. Национальная традиция и композиторское творчество: эволюция вза-
имодействия. М.: Композитор, 1992. 187 c.

26. Щёткина-Роше Н. Музыкальный ориентализм Скрябина и Дебюсси. От цитирования
к трансформации языка // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009.
№ 3 (5). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n3–5/173-rosher5.html (дата обращения:
11 марта 2012 года).

27. Шлёцер Б. А. Скрябин: монография о личности и творчестве. Том I: Личность. Мистерия.
Берлин: Грани, 1923. XXXII, 360 c.

28. Фан Динь Тан. Проблема «Восток Запад» и дальневосточная художественная культура.
Киев: Наукова думка (Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайков-
ского), 1998. 310 с.

29. Юнусова В. Н. Внеевропейские музыкальные культуры в ХХ веке (заметки по следам
статьи В. Конен) // Голос человеческий. К 100-летию со дня рождения Валентины Джо-
зефовны Конен (1909–1991). М.: Московская консерватория, 2011. С. 222–233.

30. Said E. W. Orientalism. N. Y.: Pantheon Books, 1978. XI, 368 p. (Русское издание: Саид Э. В.
Ориентализм: западные концепции Востока / пер. с англ. и коммент. А. В. Говорунова,
послесл. К. А. Крылова. СПб.: Русский Мiр, 2006. 637 с.)