Метафизика звуковых объектов Петера Аблингера

Аннотация

Статья посвящена анализу фонореализма австрийского композитора Петера Аблингера на материале его сочинений: «Белое/Белёсое 31e» (Weiss/Weisslich 31e) и цикла пьес для инструментальных ансамблей и различных звуковых инсталляций «Квадратуры» (Quadraturen). Репрезентации шумов, зафиксированных в качестве «акустических фотографий», размывают у Аблингера границы между реальным и иллюзорным, предметным и абстрактным, располагая к размышлениям, как мы воспринимаем то, что видим и слышим. В концепции фонореализма и в технической специфике воплощения Аблингером акустических фотографий прослеживается развитие художественных методов конкретной инструментальной музыки Хельмута Лахенмана и французского спектрализма; также проводятся параллели с объект-ориентированной онтологией Грэма Хармана и понятием гиперобъекта в философии Тимоти Мортона.

Использованная литература

1. Адорно Т. Эстетическая теория / пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. 527 с. (Философия искусства).

2. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / пер. с англ. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша. М.: Смысл, 2000. 476 с.

3. Лаврова С. В. Музыка речи и музыкальная речь в творчестве Петера Аблингера // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2018. № 2. С. 157–178. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.201.

4. Мортон Т. Гиперобъекты: философия и экология после конца мира / пер. с англ. В. И. Абраменко. Пермь: HylePress, 2019. 284 с.

5. Сонтаг С.  О фотографии / пер. с англ. В. П. Голышева. М.: Ad Marginem, 2012. 272 с.

6. Харман Г. Четвероякий объект. Метафизика вещей после Хайдеггера / пер. с англ. А. Морозова и О. Мышкина. Пермь: HylePress, 2015. 152 с.

7. Харман Г. О замещающей причинности / пер. с англ. А. Маркова // Новое литературное обозрение. 2012. № 2 (114). С. 75–90.

8. Ablinger P. Cézanne and Music: Perception and Perceptual Deficiencies / Music and Painting of the last 150 Years // Ear │ Wave │ Event: A Web Publication. Issue One (April 2014). 8 p. URL: http://earwaveevent.org/wp-content/uploads/2014/04/EWE01_Ablinger.pdf (дата обращения: 04.02.2022).

9. Ablinger P. Quadraturen. URL: http://ablinger.mur.at/docu11.html (дата обращения: 04.02.2022).

10. Ablinger P. WEISS/WEISSLICH 31e, Membranes, Rain. Concert Version with 8 Glass Tubes (2002). URL: https://ablinger.mur.at/scores/ww31e_engl.pdf (дата обращения: 04.02.2022).

11. Barrett G. D. Between Noise and Language: The Sound Installations and Music of Peter Ablinger // Mosaic: An Interdisciplinary and Critical Journal. Vol. 42. No. 4 (December 2009). P. 147–164.

12. Chung A. J. What is Musical Meaning? Theorizing Music as Performative Utterance // Society for Music Theory. Vol. 25. No. 1 (March 2019). http://doi.org/10.30535/mto.25.1.2.

13. Harman G. Prince of Networks: Bruno Latour and Metaphysics. Melbourne: re.press, 2009. VIII, 248 p. (Anamnesis).

14. Lachenmann H. Klangtypen der neuen Musik // Idem. Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966–1995 / hrsg. von J. Häusler. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1996. S. 1–20.

15. Luna-Mega Chr. Peter Ablinger’s Quadraturen IV (“self-portrait with Berlin”). Perception and reproduction of environmental sound through instrumental music. URL: https://chlunamega.github.io/public/analysis/quadraturen-iv/quadratureniv-ablinger-analysis.pdf (дата обращения: 04.02.2022).

16. Maturana H. Cognition // Wahrnehmung und Kommunikation / hrsg. von P. M. Hejl, W. K. Köck und G. Roth. Frankfurt am Main; Bern; Las Vegas: Peter Lang, 1978. S. 29–49.

17. Ritsch W. Robotic Piano Player Making Pianos Talk // Proceedings of the SMC 2011 — 8th Sound and Music Computing Conference, 06-09 July 2011, Padova — Italy / edited by S. Zanolla, F. Avanzini, S. Canazza and A. de Götzen. Padova: Padova University Press, 2011. P. 394–399.

18. Scheib Chr. Peter Ablinger: Static’s Music — Noise Inquiries. 14 p. URL: https://ablinger.mur.at/docs/static_noise.pdf (дата обращения: 04.02.2022).