Музыкальная поэзия и поэтическая проза в «An filius non est Dei» Дитриха Букстехуде

Аннотация

Эта статья посвящена латинскому сочинению Д. Букстехуде «An filius non est Dei». Удивительная гармоничность, полнота образного содержания и совершенство формы ставят это произведение в один ряд со Страстным циклом «Тело Иисуса нашего». В центре статьи — вопросы музыкальной и текстомузыкальной формы. При этом особое внимание уделяется методу работы композитора над текстом. Автор пытается найти ответ на вопрос, что же происходит в музыке, когда поэтический текст композитор превращает в прозаический, и почему он так поступает.

Использованная литература

1. Геро О. «Rhythmica oratio» и ее парафразы в лютеранской песенной традиции // Научный вестник Московской консерватории. 2011. №1. С. 133–142.

2. Геро О. Духовные тексты в музыке Букстехуде. М.: Классика-ХХI, 2010. 308 с.

3. Геро О. Классификация вокально-инструментальной музыки Д. Букстехуде. Проблемы терминологии // Музыковедение. 2009. № 5. С. 49–54.

4. [Bernhard ] Oratio rhythmica, ad unum qudlibet membrorum CHRISTI patientis, â cruce pendentis, affixi & confixi. Deß Andächtigen und Gottseeligen Kläusners Bernhards Reim=Rede / Andachten und Gebete / auff sieben unterschiedene / deß Angstleidenden / am Stamm deß Creutzes angeheffteten und außgespanten HERRN JEsu Christi / wahren GOttes= unnd Marien Sohns / unsers einigen Heylands und Erlösers / gemarterte Gliedmassen seines allerheiligsten Leibes / gerichtet / Auß dem Lateinischen in teutsche Sprach versetzet Durch Josephum Wilhelmum: Vor diesem Magdeburgischen Predigern zu S. Peter / jetzo aber im Exilio und Elend inner Hamburg sich enthaltenden. Hamburg: Jacob Rebenlein, 1633.

5. [Rist, Johann] Der zu seinem allerheiligsten Leiden und Sterben hingeführte und an das Kreutz geheftete Christus Jesus / In wahrem Glauben und Hertzlicher Andacht besungen von Jahan Risten. / Jtzo auffs neue übersehen un an vielen ohrten merklich verbessert. / Nunmehr in der lateinischen Sprache übersetzet von M. Tobia Petermano. Hamburg: Johann Naumans Buchhandlung, 1655. 108 S.