«Музыкальное отдохновение души» Иоганна Альбрехта Кресса как музыкальный духовный компендий

Аннотация

Композиторское дарование Иоганна Альбрехта Кресса — вице-капельмейстера, а позже и директора придворной капеллы в Штутгарте — высоко оценивалось современниками. Однако музыкальное наследие Кресса весьма невелико: помимо Погребальной музыки и нескольких рукописей он опубликовал лишь два 
сборника духовных концертов. «Musicalische Seelen-Belustigung» («Музыкальное отдохновение души») он озаглавил, скорее, в традиции немецких молитвенных книг, 
чем типичных музыкальных печатных сборников. Благодаря наличию редких текстов, положенных на музыку в «Музыкальном отдохновении души», можно предположить, что Кресс руководствовался идей создания собственного музыкально-молитвенного сборника, который должен был стать своеобразным компендием различных текстов, музыкальных жанров и композиторской техники. Рукописный конволют из Государственной библиотеки (Берлин) содержит несколько манускриптов, не изданных в «Музыкальном отдохновении души». Истории происхождения этих произведений, связи печатного сборника с молитвенными книгами, а также исследованию структуры и характера «Музыкального отдохновения» посвящена данная статья.

Использованная литература

1. Bonaventura J. Officium quinque plagarum Jesu Christi. Venetia: apud Nicolaum Misserinum, 1611. 31 p.

2. Bongo P. Numerorum mysteria. Bergomi: Typis Comini Venturæ, 1599. 676 p.

3. Bourbon N. Nicolai Borbonii Vandoperani Nugae. Basileae: Cratander, 1533. 246 p.

4. Calvisius S. Sethi Calvisii Hymni sacri Latini et Germanici, quorum in illustri ludo, qui est Portae ad Salam, usus est. Erfurt: Baumann, 1594. 136 f.

5. Frandsen M. E. Crossing Confessional Boundaries: The Patronage of Italian Sacred Music in Seventeenth-Century Dresden. Oxford: Oxford Univ. Press, 2006, 514 p.

6. Gero O. Dietrich Buxtehudes geistliche Vokalwerke — Texte, Formen, Gattungen. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 2016. 427 S. (Studia musicologica Upsaliensia, Bd. 26).

7. Harsdörffer G.-Ph. Frauenzimmer-Gesprechspiele: so bey Ehr- und Tugendliebenden Gesellschaften, mit nutzlicher Ergetzlichkeit, beliebet und geübet werden mögen. Teil 5: 
In welchem Unterschiedliche, in Teutscher Sprache niebekante Erfindungen, Tugendliebenden Gesellschaften aus zuüben Vorgestellet worden. Nürnberg: Endter, 1645. 501 S.

8. Kegel Ph. Zwölff geistliche Andachten. Nürnberg: [s.n.], 1655. 742 S.

9. Lütkemann J. Harpffe von zehen Seyten. Franckfurt: Wild, 1674. 856 S.

10. Mattheson J. Der vollkommene Capellmeister / hrsg. von Fr. Ramm. Kassel: Bärenreiter, 1999. 676 S.

11. Mattheson J. Grundlage einer Ehren-Pforte, woran der tüchtigsten Capellmeister, Componisten, Musikgelehrten, Tonkünstler, etc. Leben, Wercke, Verdienste etc. erscheinen 
sollen / hrsg. von M. Schneider. Berlin: Liepmannssohn, 1910. 428 S.

12. Musculus A. Precationes ex veteribus orthodoxies Doctoribus. Ex ecclesiae Hymnis & Canticis. Ex Psalmis denique Davidis collectae & in certos locos digestae. Lipsiae: 
Schneider, 1573. 262 S.

13. Rauner N. M. Narziß Rauners wolgestim[m]ter und mit doppelten Saiten neubezogener Davidischer Jesus-Psalter. Augspurg: Göbel; Augspurg: Koppmayer, 1670. 953 S.

14. Siegele U. Kreß, Johann Albrecht // MGG Online / hrsg. von L. Lütteken. Kassel: Bärenreiter; Stuttgart: Metzler; New York: RILM, 2016ff., veröffentlicht July 2021. URL: https://www.mgg-online.com/mgg/stable/400556 (дата обращения: 31.03.2022).

15. Silesius A. Heilige Seelen-Lust oder geistliche Hirten-Lieder der in ihren Jesum verliebten Psyche, Breßlaw: Baumann, 1657. 407 p.

16. Stiefel E. Kress, Johann Albrecht // Grove Music Online. Published in print: 20 January 2001. Published online: 2001.  https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.15521.

17. Wollny P. Studien zum Stilwandel in der protestantischen Figuralmusik des mittleren 17. Jahrhunderts. Beeskow: Ortus Musikverlag, 2016. 507 S.