Критическое наследие Н. Я. Мясковского рассматривается в аспекте музыкально-исполнительской проблематики и соотносится с важнейшими интенциями отечественной музыкально-критической мысли Серебряного века (1900–1910-е годы). Отмечается, что для Мясковского-критика феномен исполнительской интерпретации не ограничивался художественной составляющей исполнения, но приобретал особую концептуальную масштабность. Интерпретация воспринималась им как сложный многоуровневый процесс, начинающийся с тщательного освоения авторского текста. Следующий этап — формирование исполнительского плана, основанного на глубоком проникновении в композиторский замысел и обогащаемого личностным содержанием интерпретатора. Заключительный этап предполагал последовательное развертывание «исполнительской звуковой формы» и допускал «соавторство» исполнителя и композитора.
Существенное внимание Мясковский уделял репертуарной политике. Критериями отбора провозглашались новизна, серьезность, сложность, популяризация мало исполняемых авторов. Таким образом, фундаментальными установками Мясковского-критика являлись безусловный приоритет нового над традиционным, композиторского творчества — над интерпретаторским. Это позволяет причислить его к ведущим представителям «современничества» в русской музыкальной критике предоктябрьского двадцатилетия.
1. Белогрудов О. А. Музыкально-критическое наследие Н. Я. Мясковского: автореф. дис. ... канд. иск. М., 1984. 24 с.
2. Белогрудов О. А. Н. Я. Мясковский-критик: [исслед.] М.: Музыка, 1989. 264 с.
3. Глущенко Г. С. Очерки по истории русской музыкальной критики конца XIX — начала XX в. Минск: Высшая школа, 1983. 192 с.
4. Долинская Е. Б. Мясковский — критик фортепианной музыки // Е. Долинская. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского: [очерки]. М.: Советский композитор, 1980. С. 188–206.
5. Каратыгин В. Г. Избранные статьи. М.-Л.: Музыка, 1965. 352 с.
6. Келдыш Ю. В. Музыкальная полемика предоктябрьских лет // Ю. Келдыш. Очерки и исследования по истории русской музыки. М.: Советский композитор, 1978. С. 434–485.
7. Коломийцов В. П. Статьи и письма. Л.: Музыка, 1971. 224 с.
8. Кремлёв Ю. А. В. Каратыгин — музыкальный критик // В. Каратыгин. Избранные статьи. М.-Л.: Музыка, 1965. С. 3–20.
9. Ламм О. П. Страницы творческой биографии Мясковского. М.: Советский композитор, 1989. 367 с.
10. Лащенко С. К. Музыкальная журналистика и музыкальная критика // История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 2004. Т. 10Б: 1890–1917 / под ред. Л. З. Корабельниковой, Е. М. Левашева. С. 556–630.
11. Мясковский Н. Я. Собрание материалов: в 2 т. Изд. 2-е, доп. Т. II: Литературное наследие; Письма. М.: Музыка, 1964. 612 с.
12. Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
13. Пламенеющее сердце: Мария Вениаминовна Юдина в воспоминаниях современников. М.: Автокнига, 2009. 680 с.
14. Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка. М.: Советский композитор, 1977. 600 с.
15. Райскин И. Г. Артистический восторг и исследовательская глубина (Н. Мясковский о П. Чайковском-симфонисте) // Критика и музыкознание: сб. ст. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980. С. 207–216.
16. Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. Т. III: Письма (1934–1943). М.: Советский композитор, 1980. 576 с.
17. Ступель А. М. Русская мысль о музыке: 1895–1917: Очерк истории русской музыкальной критики. Л.: Музыка, 1980. 256 с.
18. Шлифштейн С. И. Мясковский-критик // Н. Мясковский. Собрание материалов: в 2 т. Изд. 2-е, доп. Т. I: Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. М.: Музыка, 1964. С. 103–127.
19. Юдина М. В. «Вы спасетесь через музыку»: Литературное наследие. М.: Классика-XXI, 2005. 412 c.
20. Мария Вениаминовна Юдина: Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Советский композитор, 1978. 416 с.
21. Foreman G. C. The Symphonies by Nikolay Yakovlevich Myaskovsky. Lawrence (Kansas City): University of Kansas, 1981. 464 p.
22. Frolova-Walker M. From Modernism to Socialist Realism in Four Years: Myaskovsky and Asafyev // Muzikologija: Casopis Muzikologskogo Instituta Srpske Akademije Nauka i Umetnosti. 2003. No. 3. S. 199–217.
23. Shissel E. The Music by Nikolay Myaskovsky. [Электронный ресурс.] URL: http://www.myaskovsky.ru/?id=37 (дата обращения: 25.01.2021).
24. Tassie G. Nikolay Myaskovsky: The Conscience of Russian Music. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2014. 438 p.
25. Zuk P. Musical Modernism in the Mirror of the Myaskovsky–Prokof’ev Correspondence // Russian Émigré Culture: Conservatism or Evolution? / ed. by Ch. Flamm, H. Keazor, R. Marti. Cambridge: Cambridge Scholar Publishing, 2013. P. 229–244.
26. Zuk P. Nikolay Myaskovsky and the Events of 1948 // Music and Letters. Vol. 93. No.1 (Febr., 2012). P. 61–85.
27. Zuk P. Nikolay Myaskovsky and the “Regimentation” of Soviet Composition: A Reassessment // Journal of Musicology. Vol. 31. No. 3: Special Issue 2 in Honor of Richard Taruskin (Summer, 2014). P. 354–393.