На грани вербального и музыкального: словесный текст и новые техники композиции

Аннотация

Синтез музыки и слова в европейском искусстве ХХ века породил множество самых разнообразных результатов. Соотношение словесного и музыкального компонентов может быть различным, причем в очень широком диапазоне. Крайние случаи — ​словесный текст с минимальным проявлением музыкального начала и музыкальная композиция с отдельными включениями слов или их фрагментов (один из новых подходов к работе с текстом). Между этими полюсами находится множество промежуточных градаций, в том числе текстомузыкальные формы, где обращение с текстом вполне традиционно. В настоящей статье анализируются несколько образцов (среди них — ​две композиции в серийной технике), занимающих различные позиции на этой шкале.

Использованная литература

1. Гливинский В. Позднее творчество И. Ф. Стравинского. Донецк: Донеччина, 1995. 191 с.

2. Громадин В. «Visage» Л. Берио: начало электронной музыки // Музыковедение. 2009. № 9. С. 49–54.

3. Дроздецкая Н. К. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни // Супонева Г. И. Проблемы нотации в музыке
ХХ века. Дроздецкая Н. К. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни. М.: РАМ имени Гнесиных, 1993.
С. 75–113.

4. Екимовский В. Автомонография. М.: Композитор, 1997. 431 с.

5. И. Стравинский — публицист и собеседник / сост., текстологич. ред, коммент., закл. статья и указ. В. П. Варунца.
М.: Советский композитор, 1998. 502 с.

6. История зарубежной музыки. ХХ век / отв. ред. Н. А. Гаврилова. М.: Музыка, 2005. 573 с.

7. Кюрегян Т. С., Столярова Ю. В. Песни средневековой Европы. М.: Композитор, 2007. 208 с.

8. Переверзева М. В. Джон Кейдж. Жизнь, творчество, эстетика. М.: Московская гос. консерватория имени
П. И. Чайковского; Русаки, 2006. 336 с.

9. Петров В. О. Текст в инструментальной композиции (об одной особенности композиторского творчества второй половины ХХ века) // Музыковедение. 2010. № 9. С. 2–7.

10. Савенко С. И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.

11. Теория современной композиции: учебное пособие / отв.ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.

12. Холопов Ю. Н. О сущности музыки // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (К 70-летию со дня рождения).
М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. С. 6–17.

13. Холопов Ю. Н., Ценова В. С. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. 312 с.

14. Шульгин Д. И. Признание Эдисона Денисова. М.: Композитор, 1998. 446, [10], [7] с.

15. Kuster A. Stravinsky’s Topology: An Examination of His Twelve-Tone Works through Object-Oriented Analysis of Structural and Poetic-Expressive Relationships with Special Attention to His Choral Works and Threni. DMA diss. Boulder: University of Colorado. 2000. 216 р.

16. Straus J. N. Stravinsky’s Late Music. Cambridge Studies in Music Theory and Analysis. N. Y.: Cambridge University Press, 2004. 280 р.