Статья посвящена знаменитому мюзиклу «Призрак Оперы», в котором репрезентируется своеобразная панорама оперных стилей XVIII–ХХ веков. Автор уделяет особое внимание фамилии вымышленного композитора Шалюмо — мнимого создателя grand opéra «Ганнибал». Выявляются некоторые параллели между художественным обликом Шалюмо и исторической биографией его «двойника» — деревянного духового инструмента XVII–XVIII столетий.
1. Акопян Л. Музыка ХХ века: Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. 855 с.
2. Андрущенко Е. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960— 1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика: Исследование. Ростов-на-Дону: Книга, 2007. 244 с.
3. Галкина А. Джакомо Мейербер // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. III. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Ст. 493–497.
4. Емельянова И. «Призрак Оперы» // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 595–620.
5. Журбин А. Эндрю Ллойд Уэббер — композитор для театра // Музыкальная жизнь. 1988. №18. С. 6–8.
6. Леру Г. Призрак Оперы; Заколдованное кресло: Романы. – СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.
7. Музыкальный словарь Гроува / Под ред. и с доп. Л. Акопяна. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Практика, 2007. 1103 с.
8. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр: в 4 т. Т. I. М.: Музгиз, 1953. 484 с.
9. Сапонов М. У англичан— «пересмешник трубы», у Телемана— партнер кларнета (к истории шалюмо) // Старинная музыка. 2002. №1. С. 14–16.
10. Сапонов М. Шалюмо // Музыкальные инструменты: Энциклопедия / Под ред. М. Есиповой. М.: Дека-ВС, 2008. С. 689–690.
11. Соловьева Г. Комментарии // Г. Леру. Призрак Оперы; Заколдованное кресло: Романы. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 464–475.
12. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // У. Эко. Имя розы: Роман; Заметки на полях «Имени розы»: Эссе. СПб.: Симпозиум, 2001. С. 596–644.