О проблеме определения термина «электронная музыка»

Аннотация

В данной статье в рабочем порядке употребляется словосочетание «современное высокотехнологическое звуковое искусство», под которым мы понимаем обширную область искусства, материалом которого является звук. В этот конгломерат входят: электроакустическая, электронная и компьютерная музыка, акусматика, sound art, саунд-дизайн и другие направления. Пристальное внимание в статье уделяется такому краеугольному понятию, как «электронная музыка». На наш взгляд, этот термин и еще ряд взаимосвязанных с ним понятий на современном этапе требуют переосмысления. Ответ на вопрос: «что такое электронная музыка?» по-прежнему вызывает значительные затруднения. В статье критически рассматриваются и анализируются различные энциклопедические определения, а также суждения отечественных и зарубежных исследователей и композиторов. Для обоснования предлагаемого определения используются данные музыковедения, музыкальной акустики, положения теории сигналов и цепей.

Использованная литература

1. Акопян Л. О. Музыка XX века: энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. 855 с.

2. Артемьев Э. Н. Заметки об электронной музыке / под ред. А. Э. Артемьева // Music Box. 1998. № 1–2.

3. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. 207 с.

4. Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: сборник статей / сост. Ю. В. Крейнина. М.: Издательство Российского института искусствознания, 1993. 223 с.

5. Костелянец Р. Разговоры с Кейджем. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 400 с.

6. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.

7. Ментюков А. П. Искусственный звук и музыкальное интонирование // Вестник музыкальной науки. 2015. № 2. С. 6–13.

8. Мурзин Е. А. О природе и закономерностях эстетического восприятия и путях становления музыки электронной и цвета. М.: Композитор, 2008. 340 с.

9. Обрист Х. У. Краткая история новой музыки. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 280 с.

10. Рондарев А. Эпоха распада: грандиозная история музыки в XX веке. М.: РИПОЛ Классик, 2020. 654 с.

11. Смирнов А. И. В поисках потерянного звука: экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины XX века. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020. 296 с.

12. Теория современной композиции: учебное пособие / сост. и общ. ред. В. С. Ценовой. М.: Музыка, 2005. 624 с.

13. Ценова В. С. Электронная музыка — проблемы и перспективы. Интервью с А. В. Смирновым и И. Л. Кефалиди для журнала «Израиль-XXI». URL: https://web.archive.org/web/20160805112813/http://21israel-music.com/Tsenova.htm (дата обращения: 18.03.2023).

14. Dean R. T. The Oxford Handbook of Computer Music. New York: Oxford University Press, 2009. 611 p.

15. Holmes T. Electronic and Experimental Music. Technology, Music and Culture. New York; London: Routledge, 2008. 462 p.

16. Reck E., Al Biles M., Al Biles B. Evolutionary Computer Music. London: Springer, 2007. 259 p.

17. Roads C. Composing Electronic Music. A New Aesthetic. New York: Oxford University Press, 2015. 480 p.

18. Roederer J. The Physics and Psychophysics of Music. 4th ed. New York: Springer, 2008. 241 p.

19. Strange A. Electronic Music. Systems, Techniques and Controls. 2nd ed. Dubuque, Iowa: William C. Brown, 1983. 274 p.

20. Meyer-Eppler W. Elektronische Klangerzeugung: Elektronische Musik und synthetische Sprache. Bonn: Ferd. Dummlers, 1949. 140 p.