О связи стихотворного размера и музы‌кального ритма в итальянской мелодике: от XVI к XIX веку

Аннотация

В статье рассматривает‌ся взаимодействие между стихосложением и музы‌каль­ным ритмом в итальянской во‌кальной музыке. Особое внимание уделяет‌ся стихам короткой и средней длины. Исключенные из поэзии высокой традиции (poesia aulica), которая с XIV по XIX век ограничивалась использованием 11-сложников и их полустиший, они появляют‌ся в поэзии, связанной с музы‌кальными жанрами (poesia per musica): фроттолой (в конце XV века) и канцонеттой (в начале XVII века). Вскоре Г. Кьябрера дополнил дактилический 6-сложник и анапестический 10-сложник ямбическими и хореи­ческими размерами — ​вероятно, по просьбе музыкантов.

Впоследствии стихи короткой и средней длины использовались главным образом в оперных либретто; их развитие постепенно шло в сторону стандартизации, которая была достигнута в творчестве П. Метастазио. Со своей стороны, композиторы, начиная со второй половины XVIII века, обычно использовали ритмические структуры протяженностью в два такта — ​таким образом, чтобы два главных ударения стихотворной строки попадали на сильные доли. Это вело к возникновению в во‌кальной музыке квадратного периода. Новая система обеспечивала автоматическое совпадение музы‌кального и стихотворного акцентов. Редкие случаи нарушения просодии, отмечаемые в научной литературе, почти всегда обусловлены отклонениями от норм стихосложения.

Однако в XIX веке, в тот момент, когда мелодика становит‌ся полностью единообразной в ритмическом отношении (а правила предписывают пользо­вать‌ся одним и тем же ритмическим инципитом), метрические системы в поэ­зии и в музыке, уже достигшие высокого уровня совместимости, обнаруживают в своем развитии противоположные тенденции и потому их «взаимоотношения» складывают‌ся по-новому.

Использованная литература

1. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. Изд. 2-е (доп.). М.: Фортуна Лимитед,
2003. 272 с.

2. Gillio P. G. Alcune note sull’origine melica dei versi brevi italiani e sull’ictus mediano di
settenario e ottonario // Stilistica e metrica italiana. Anno 2012. № XII (in stampa).

3. Gillio P. G. Il revisore revisionato. Qualche osservazione sulle strutture metriche del libretto
di Stampiglia e sul loro superamento // Intorno a Silvio Stampiglia. Librettisti, compositori
e interpreti nell’età premetastasiana / a cura di G. Pitarresi. Reggio Calabria: Laruffa, 2010.
P. 389–407.

4. Gillio P. G. La Barriera d’Enfer. Documenti sulla gestazione letteraria del terzo quadro della
Bohème nell’archivio di Casa Giacosa // Studi pucciniani. Vol. I (1998). P. 95–125.

5. Gillio P. G. L’accento fisso in quarta sede del settenario lirico. Relazioni tra versificazione e ritmo
musicale nel melodramma italiano, tra fine ‘600 e metà ‘800 // Rivista italiana di musicologia.
Vol. XXXIII/2 (1998). P. 267–278.

6. Gillio P. G. Parola e musica nell’Ottocento italiano: correlazioni metriche // Rivista italiana di
musicologia. Vol. XLVI (2011). P. 104–129.

7. Gillio P. G. Relazioni metriche tra testo poetico e testo musicale nel melodramma di Vivaldi //
Antonio Vivaldi. Passato e Futuro: Atti del convegno internazionale di studi / a cura di Fr. Fanna,
M. Talbot. Venezia: Fondazione Giorgio Cini, 2009. P. 279–305. Электронная версия: URL:
http://www.cini.it/publications/antonio-vivaldi-passato-e-futuro-it.

8. Mattei S. Memorie per servire alla vita del Metastasio. Colle [Ameno]: A. M. Martini, 1785. 136 p.

9. Wilkins N. Music in the Age of Chaucer. Cambrige: D. S. Brewer, 1999. 210 p.