В статье рассматриваются материалы архивного наследия Берга, связанные с творчеством Малера: принадлежащие Бергу печатные партитуры сочинений Малера, нотные рукописи Малера, подаренные Бергу вдовой композитора Альмой Малер, аналитические и текстологические комментарии Берга к сочинениям Малера, а также сделанные Бергом копии и переложения.
Берг имел дело с малеровскими партитурами на протяжении всей своей жизни — начиная с юных лет, когда он еще не приступил к систематическим занятиям композицией, и заканчивая временем зрелости, когда он выступал в качестве эксперта малеровского творчества. В его собственности находились все изданные в то время партитуры сочинений Малера, наброски отдельных тем Третьей и Восьмой симфоний, а также ценнейшая черновая партитура трех первых частей Девятой.
Рассматриваемые в статье источники позволяют оценить вклад Берга в историю завершения Десятой симфонии Малера. Он участвовал в подготовке первого факсимильного издания Десятой, атрибутировал неизвестные рукописи Малера, выявил ошибки и разночтения в копии Adagio, сделанной Эрнстом Кшенеком, наконец, составил клавир фрагмента Adagio с целью прояснения логики композиционного процесса.
1. Барсова И. А. Симфонии Густава Малера / 3-е изд. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2012. 584 с.
2. Берг А. О Девятой симфонии Малера // А. В. Михайлов. Избранное: феноменология австрийской культуры. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2009. С. 357–358.
3. Векслер Ю. С. Альбан Берг и его время. СПб.: Композитор, 2009. 1134 с.
4. Михеев С. А. Десятая симфония Густава Малера в оркестровых редакциях Дэрика Кука и Рудольфа Баршая: дисс ... канд. иск. Москва, 2014. 253 с.
5. «Ich möchte so lange leben, als ich Ihnen dankbar sein kann»: Alma Mahler — Arnold Schönberg. Der Briefwechsel / hrsg. von H. Tenner. St. Pölten–Salzburg–Wien: Residenz, 2012. 301 S.
6. «Immer wieder werden mich thätige Geister verlocken»: Alma Mahler-Werfels Briefe an Alban Berg und seine Frau / hrsg. von M. Steiger. Wien: Seifert, 2008. 672 S.
7. Adorno Th. W. Die Musikalischen Monographien. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1971. 521 S. (Gesammelte Schriften. Bd. 13. Hrsg. von Gr. Adorno und R. Tiedemann).
8. Andraschke P. Mahlers Schaffensprozess // Mahler Handbuch / hrsg. von Bernd Sponheuer und Wolfram Steinbeck. Stuttgart: Metzler; [Kassel]: Bärenreiter, 2010. S. 127–139.
9. Bauer-Lechner N. Erinnerungen an Gustav Mahler. Leipzig; Wien [u. a.]: Tal, 1923. 187 S.
10. Beaumont A. Alexander Zemlinsky: Biographie / aus d. Engl. von D. Brinkmann. Wien: Zsolnay, 2005. 783 S.
11. Becqué R. Die Korrespondenz zwischen Alma Mahler und Willem Mengelberg über die niederländische Erstaufführung von zwei Sätzen der Zehnten Symphonie // Fragment or Completion?: Proceedings of the Mahler X Symposium. Utrecht 1986 / ed. by P. Op
de Coul. The Hague: University Press Rotterdam, 1991. S. 217–239.
12. Bouwman F. Editing Mahler 10: Unfinished Business // The Musical Times. Vol. 142 (2001). No. 1877. P. 43–51.
13. Bouwman F. Mahles Tenth Symphony: Rediscovered Manuscript Pages, Chronology, Influences and “Performing Versions” // Perspectives on Gustav Mahler / ed. by J. Barham. Burlington: Ashgate, 2005. P. 457–493.
14. Briefwechsel Alban Berg — Helene Berg: Gesamtausgabe; aus den Beständen der Musiksammlung der Österreichischen Nationalbibliothek / hrsg. von H. Knaus und Th. Leibnitz. Bd. 2: 1912–1919; Bd. 3: 1920–1935. Wilhelmshaven: Florian Noetzel,
2012–2016. 728, 763 S.
15. Briefwechsel Arnold Schönberg — Alban Berg / hrsg. von J. Brand, Ch. Hailey, A. Meyer: in 2 Bde. Mainz [u. a.]: Schott, 2007. 657, 655 S.
16. Filler S. M. Alban Berg and Mahler’s Eighth Symphony // Essays in Honor of John F. Ohl: A Compendium of American Musicology. Northwestern University Press, 2001. P. 212–228.
17. Filler S. M. Unfinished Works of Mahler: The Scherzo in C minor, the Presto in F major, the Tenth Symphony and Comparative Arguments for ‘Performing Versions’ // Perspectives on Gustav Mahler / ed. by J. Barham. Burlington: Ashgate Publishing Company, 2005. P. 437–456.
18. Floros C. Alban Berg: Musik als Autobiographie. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1992. 376 S.
19. Floros C. Gustav Mahler: the symphonies. Portland, Or.: Amadeus Press, 1993. 363 p.
20. Gustav Mahler, Werk und Interpretation: Autographe, Partituren, Dokumente; 30. Oktober 1979 — 6. Januar 1980 / hrsg. von R. Stephan. Köln: Volk, 1979. 120 S.
21. Gustav Mahler. Briefe 1879–1911 / hrsg. von A. Mahler-Werfel. Berlin; Wien; Leipzig: Zsolnay, 1924. 493 S.
22. Gustav Mahler. Sonder-Nummer der Musikblätter des Anbruchs. 1920. H. 7–8. S. 254–326.
23. Gustav Mahler. Symphonische Entwürfe. Erstveröff. Faks. nach d. Skizzen aus d. Wiener Stadt- u. Landesbibliothek u. d. Pierpont Morgan Library, New York / hrsg. von R. HilmarVoit. Tutzing: Schneider, 1991. 40 S.
24. Hefling St. E. Aspects of Mahler’s Late Style // Mahler and His World / ed. by K. Painter. Princeton, N. J. [u. a.]: Princeton Univ. Press, 2002. P. 199–226.
25. Knaus H., Sinkovicz W. Alban Berg: Zeitumstände — Lebenslinien. St. Pölten: Residenz, 2008. 453 S.
26. Kopecky J. «So schön habe ich mir Ihre Stimme nicht vorgestellt». Helene Nahowska als Sängerin // Helene Berg und das Erbe Alban Bergs: Erinnerung stiften. Bericht zur internationalen Tagung am 16. und 17. März 2017 / hrsg. von D. Ender, M. Eybl und
M. Unseld. Wien: Universal Edition, 2018. S. 31–49.
27. Křenek E. Im Atem der Zeit: Erinnerungen an die Moderne. München: Diana, 1998. 1168 S.
28. La Grange H.-L. de. Gustav Mahler. Vol. 4. A New Life Cut Short (1907–1911). Oxford [u. a.]: London; Gollancz: Oxford University Press, 2008. 1758 p.
29. Maurer Zenck C. Zur Vorgeschichte der Uraufführung von Mahlers zehnter Symphonie // Archiv für Musikwissenschaft. 39. Jahrg., H. 4. (1982). S. 245–270.
30. Micznik V. The Farewell Story of Mahler’s Ninth Symphony // 19th-Century Music. 1996. Vol. 20. No. 2: Special Mahler Issue (Autumn, 1996). P. 144–166.
31. Morgenstern S. Alban Berg und seine Idole. Erinnerungen und Briefe. Lüneburg: zu Klampen, 1995. 408 S.
32. Ratz E. Vorwort // Mahler G. 10. Symphonie / hrsg. von E. Ratz. München: Ricke, 1967.
33. Rothkamm J. Gustav Mahlers zehnte Symphonie: Entstehung, Analyse, Rezeption. Frankfurt am Main; Wien [u. a.]: Lang, 2003. 343 S.
34. Scherliess V. Alban Berg in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbeck b. H.: Rowohlt, 1975. 158 S.
35. Simms B. R. Paul Kammerer and Alban Berg: Rivals in song // Music & Letters. Vol. 98. No. 1 (February 2017). P. 104–127.
36. Steiger M. Alma Mahler: «Achtung Scheck!» Alma Mahler als Mäzenin von Alban Berg und Arnold Schönberg // Österreichische Musikzeitschrift. Jg. 63. Nr. 10 (2008). S. 17–30.
37. Stephan R. Zur Geschichte der Zehnten Symphonie Gustav Mahlers: Die Partituren von Franz Schalk, Willem Mengelberg und Hermann Scherchen // Fragment or Completion?: Proceedings of the Mahler X Symposium Utrecht 1986 / ed. by P. Op de Coul. The Hague: University Press Rotterdam, 1991. S. 126–142.
38. Stoll-Knecht A. The Genesis of Mahler’s Seventh Symphony. Diss. … Doctor of Philosophy. New York University, Department of Music, 2014. 434 p.
39. Szmolyan W. Die Konzerte des Wiener Schönberg–Verein // Schönbergs Verein für musikalische Privataufführungen / hrsg. von H.-Kl. Metzger und R. Riehn. München: Text+Kritik, 1984. S. 101–114. (Musik–Konzepte. H. 36).
40. Yamaguchi M. Die Ergänzung der C-Dur-Sonate D 840 Schuberts durch Ernst Krenek: Die Schubert-Interpretation des Berliner Kreises // Aesthetics. No. 18 (2014). P. 53–65. URL: http://www.bigakukai.jp/aesthetics_online/aesthetics_18/text18/text18_yamaguchimakiko.pdf (accessed 17.02.2021).