«Пеллеас и Мелизанда» М. Метерлинка в интерпретации Габриеля Форе

Аннотация

Статья посвящена одному из первых музыкальных воплощений пьесы М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» — музыке Г. Форе к лондонскому спектаклю 1898 года. В статье представлена история создания музыки Г. Форе к драме М. Метерлинка, дан детальный анализ структуры музыкального материала в соотношении с композицией пьесы; выявлены интонационные связи и тематические переклички между номерами музыки к драме, которые сопоставлены с символическими арками в литературном тексте. Отдельный предмет изучения — связи музыки к драме с другими сочинениями Форе: самозаимствование материала (сицилиана для виолончели и фортепиано, фрагмент из фантазии для флейты и фортепиано) и проекция в будущее Песни Мелизанды, которая определила тематизм и интонационную структуру трех номеров из во кального цикла «Песнь Евы» на стихи Ш. ван Лерберга.

Использованная литература

1. Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. В. Н. Орлова, А. А. Суркова, К. И. Чуковского. Т. 5. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. С. 198.

2. Бонье А. Философия Метерлинка / пер. с фр. 2-е изд. «Ежемесячных сочинений». Спб.: И. Ясинский, 1903. 31 с.

3. Владимирова А. И. Франция на рубеже XIX и XX веков. Литература, живопись, музыка, театр. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 148 с.

4. Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга. М.: ЛКИ, 2007. 527 с.

5. Гейне А. Морис Метерлинк: Биография-характеристика / пер. с нем. Н. Хмельницкой. СПб.: АО тип. дела в СПб., 1909. 59 с.

6. Дебюсси К. Избранные письма / сост., пер., вступ. статья и коммент. А. С. Розанова. Л.: Музыка, 1986. 286 с.

7. Зеринг Л. Метерлинк, как философ и поэт / пер. с нем. М. Кадиш. М.: Соврем. пробл., 1908. 139 с.

8. Кокорева Л. М. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 2010. 496 с.

9. Кремлев Ю. А. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1965. 792 с.

10. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. М.: Изобразительное искусство, 1994. 269, [1] с.

11. Метерлинк М. Сокровище смиренных / пер. с фр. В. Горской. М.: Издание В. М. Са блина, 1911. 118 с.

12. Михайлов А. Поэтический театр Мориса Метерлинка // Метерлинк М. Синяя птица. Пьесы, стихотворения, рассказы. М.: ЭКСМО, 2006. С. 5–46.

13. Образцова А. Г. Стелла Патрик Кэмпбелл. М.: Искусство, 1973. 176 с. («Жизнь в искусстве»). URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1011064/Obrazcova_-_Stella_Patrik_Kempbell.html (дата обращения: 13.07.2017).

14. Саломон М. А. Метерлинк: Его творчество и миросозерцание. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1912. 80 с.

15. Станиславский К. С. В гостях у Метерлинка // Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. С. 388–392.

16. Хвостов В. М. Этика Метерлинка. М.: Типо-лит. И. Н. Кушнерев и К°, 1913. 117 с.

17. Чаговец В. А. Тайна смерти в драмах Метерлинка / Всеволод Андреевич Чаговец. Киев: тип. Р. К. Лубковского, 1904. 17 с.

18. Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн, Фернан Кроммелинк, Мишель де Гельдероне, Герман Тейрлинк, Гуго Клаус, Поль Виллемс, Шарль Бертен, Тоне Брюлен: Очерки / Инна Дмитриевна Шкунаева. М.: Искусство, 1973. 446 с.

19. Штейгер Э. Новая драма: Ибсен, Гауптман, Метерлинк, Зудерман / Эдгар Штейгер; пер. с нем. под ред. Е. Соловьева. СПб.: Б. Н. Звонарев, 1902. 376 с.

20. Шюре Э. Введение в эзотерическую доктрину // Ш юре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Рама. Кришна. Гермес. Моисей / п ер. с франц. Е. Писаревой. СПб.: Азбука-классика, 2009. С. 7–32.

21. Barrie J. J. Gabriel Fauré — A Life in Letters / Jones J Barrie. L.: B. T. Batsford Ltd, 1989. 359 p.

22. Campbell S. P. My Life and Some Letters / S tella Patrick Campbell. L.: Hutchinson, 1922. 451 p.

23. Jaakkola I. Gabriel Fauré: Pelléas et Mélisande — symbolistisen draaman musiikillinen tulkinta [Gabriel Fauré: Pelléas et Mélisande — a musical interpretation of a symbolist drama] / [Sibelius-Akatemia Sävellyksen ja Musiikinteorian osasto Tutkielma Kevät 2009 Inkeri Jaakkola]. [Inkeri Jaakkola Sibelius-Academy Department of Composition and Music Theory. Helsinki, 2009]. 97 p.

24. Kolbus A. Maeterlinck, Debussy, Schönberg und andere: Pelléas et Mélisande. Zur musikalischen Rezeption eines symbolistischen Dramas / A nita Kolbus. Marburg: Tectum Verlag, 2001. 310 S.

25. Lee James H. Incidental music to Maeterlinck’s “Pelleas et Melisande” by Gabriel Faure and Jean Sibelius: A Comparative Analysis from a Conductor’s Perspective. Submitted to the graduate degree program in Music and the Graduate Faculty of the University of Kansas in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Musical
Arts. 2013. 41 p.

26. Lerberghe Ch. La chanson d’Ève / C harles van Lerberghe. P.: Société du Mercure de France, [MCMIV] 1904. 216 p.

27. Nectoux J.-M. Le Pelléas de Fauré // Revue de Musicologie, T. 67. No. 2. Société Française de Musicologie, P., 1981. P. 169–190.

28. Nectoux J.-M. Gabriel Fauré: A Musical Life / J ean-Michel Nectoux. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 676 p.

29. Orledge R. Fauré’s “Pelléas et Mélisande” // Music & Letters, Vol. 56. No. 2. Oxford University Press, 1975. P. 170–179.